Православный медицинский центр в честь блаженной Ксении Петербургской был открыт в Свято-Троицком монастыре 6 октября 1997 г. для оказания бесплатной медицинской помощи прихожанам, паломникам, местным жителям, приезжим из других регионов, духовенству и насельницам монастыря.
Создание Православного медцентра поддержал Юлий Георгиевич Шапошников, член-корреспондент АН, директор ЦИТО им. Приорова. Посетив наш монастырь и узнав о таком намерении, он рассказал митрополиту Ювеналию о будущем центре. Владыка воскликнул: «Как я счастлив, сам мечтал об этом, но не думал, что это возможно». Работа Медицинского центра послужила созданию Общества православных врачей. Проводились ежемесячные конференции ОПВ по различным заболеваниям, беседы о лечении травами, об оказании первой помощи животным. 
 

 

История

Приход в монастырь начинается со знакомства с Уставом монашеской жизни, который ставит перед необходимостью «новой организации сознания», и этот «новый порядок сознания» созидается не только участием в богослужениях, умно-сердечном делании и труде. Новый ритм внутренней жизни вводит в понимание соответствия телесной природы духовным задачам. Старец Наум говорил: «Раньше в монастырях учили ходить, сидеть, например: не разрешалось сидеть нога на ногу или стоять спиной к старшим, обращали внимание на дыхание во время молитвы»… Чередование постов с ограничением или благословением на скоромную пищу является очевидной помощью в борьбе со страстями. 
Монах обучался культуре уважения к ближнему, телесная природа тоже играла в этом значимую роль. Если ты согрешил против брата, должен поклониться ему земным поклоном, а не просто буркнуть «прости». Вскоре мы заметили, что проявление греха отражается на физиологии. Гневливый начинает жаловаться на аритмию и сердечные боли, гордый на травмы и т. д. Первые годы жизни в монастыре были полны оптимизма, поэтому часто думали, что «само заживет», лечиться некогда! Но, опять-таки со временем, мы поняли, что беречь здоровье как дар Божий – это еще одна задача монастырской жизни. Только решение ее не в том, чтобы избегать больших нагрузок, в том числе физических, а в том, чтобы понять свою меру и правильно воспринимать болезнь, тогда ничто не помешает и в такие моменты получать Божие благословение.  
Рядом с нами оказались замечательные люди – врачи. Когда они приходили в храм, прихожане их узнавали и, что называется, бегом бежали, чтобы рассказать о своих проблемах. Отзывчивые и никогда не устающие, посреди полной разрухи (еще ни одного здания нельзя было использовать) они готовы были выслушивать людей даже на улице. Вот когда возникла мысль, что необходимо при монастыре организовать врачебную помощь. 
Если хирург Нина Павловна Хляп, главный онколог района, заведующая отделением, находила в прихожанах внимающих ее советам, то иначе обстояло дело у сестер: им приходилось доказывать, что пренебрегать болезнью – это грех, надо научиться помогать своему организму. Постоянная забота со стороны Нины Павловны и мечты о возможности именно при монастыре создать такой Медицинский центр, который будет служить и стационаром для онкологических больных, и научной площадкой для регулярных встреч врачей и обмена опытом, послужили еще одним убедительным поводом для его создания. Инициативу Н. П. Хляп поддержал заместитель главного врача Коломенской ЦРБ Анатолий Григорьевич Кульша, столь любимый всем городом врач-акушер, спасший жизнь многим женщинам в трудных родах, глубоко верующий человек. Вдохновился идеей создания Медцентра врач-офтальмолог МНТК им. Федорова Сергей Анатольевич Борзенок (сейчас академик РАН) и предложил составить Уставные документы для получения Лицензии. 
Нас тогда охватило множество сомнений: не справимся, слишком много строительных, неподъемных ремонтных работ, да и как это возможно в таких условиях?!
На помощь благому делу пришел старец – наш духовный отец, архимандрит Наум (Байбородин). В первую очередь он обратился к коломенским врачам с вопросом: «Как прекратить практику абортов?» Многие откликнулись на призыв старца: и сами вышли из этой убийственной, хотя и узаконенной практики, и другим объясняли, в чем непоправимый трагизм этого преступления. Подобная тематика станет предметом полемики на медицинских конференциях. Как о недопустимых для врачебной этики, о таких, по сути, бесчеловечных практиках было заявлено еще в клятве Гиппократа, но в современном мире они стали находить оправдания. Например, принципы «непричинения вреда» или «уважения к жизни» должны вызывать резко отрицательное отношение к эвтаназии, а этого часто нет!
Да, тяжелые заболевания приводят в отчаяние людей, которые нуждаются не только во врачебной помощи, но и в помощи священства. Это большой труд: рассказать о влиянии греха на здоровье, объяснить их взаимосвязь и направить человека к спасительным таинствам Церкви, научить молитве с надеждой на помощь Божию. Так старец Наум не только сам поддержал инициативу врачей по созданию Медцентра, но еще и прислал дополнительно стремящихся к монашеству и имеющих медицинское образование новых насельниц, многие из которых для этих целей получали потом дополнительное образование (а одна из них, Екатерина Варфоломеева, впоследствии стала игуменьей Брусенского монастыря). Это на их плечи ляжет непростой труд вспомоществования больным, издания Медицинской газеты, а также организация врачебных приемов и встреч. 
 

Служение

Началась работа Центра. Врач-онколог Нина Павловна Хляп, несмотря на напряженный рабочий график хирурга, по возможности помогала больным. За время приемов она выявила множество онкозаболеваний у прихожан, благодаря чему было вовремя проведено лечение. В храм чаще приходят страдающие от жизненных проблем, измученные заботами, а потому не всегда имеющие время заниматься своим здоровьем. Своевременная помощь внимательного врача, к которому можно зайти после службы, стала для многих и многих действительно очень ценной. Не только коломенцы, но пациенты из самых разных местностей, среди которых были и священнослужители, и монашествующие, стали приезжать к ней за советом и лечением. Позже помощь Медцентру стал оказывать сменивший Н. П. Хляп на посту зав. отделением ЦРБ онколог Ахиллес Герасимович Зафиров, кандидат медицинских наук. Он же сумел отстоять устроенную Ниной Павловной в отделении онкологии ЦРБ молельную комнату, которую пытались закрыть.
Девяностые – время не только житейских трудностей, но и период утраты доверия к медицине из-за развития так называемых нетрадиционных, психологически деструктивных и потому неприемлемых методов лечения. Псевдоцелители, которые этим занимались, активно себя рекламировали и даже пытались занимать ученые кафедры в медицинских учреждениях. С одной стороны, серьезное заболевание – это такое испытание для человека, что зачастую любой метод кажется приемлемым, лишь бы вылечиться. Все смотрели по телевизору на Кашпировского, Чумака и слушались советов Джуны. С другой стороны, постепенно становились очевидны последствия такого рода лечения: упущенное время и еще более тяжелые переживания родных и близких о больном. Где же искать помощи? Приходили в Медцентр.
Их встречали доктора: пульмонолог Галина Содофьевна Непомнящих, неврологи Татьяна Юрьевна Смирнова и Людмила Ивановна Копылова. 
Разрастался круг знакомых врачей и из других городов. С первых дней открытия Медцентра профессор Наталья Анатольевна Геппе, директор Клиники детских заболеваний им. Н.И. Сеченова, приняла заботу о лечении детей из школы-интерната, как свою вторую работу, а впоследствии на многие годы стала куратором всех медицинских конференций в монастыре. 
Надежда Николаевна Шведунова (НИИ кардиологии им. Бакулева, г. Москва) принимала всех, кто обращался с кардиологическими проблемами по направлению из Медцентра, помогала обследовать и направляла на операции в НИИ. 
Православные врачи ведущих клиник Москвы включились в работу Медцентра. Сергей Анатольевич Борзенок (академик МНТК им. Федорова) вместе с коллегами консультировал и лечил самые сложные случаи офтальмологических заболеваний в Медцентре и приглашал пациентов в Москву, в Федоровский институт, если требовалось хирургическое вмешательство. 
Хотя в Священном Писании и говорится, что «зубы грешников сокрушил еси», в жизни дается время для покаяния. «Зубы грешников» помогали лечить Константин Иванович и Надежда Николаевна Семниковы – для этого был создан стоматологический кабинет в небольшом, отремонтированном здании Медцентра на территории монастыря. 
Прием стали вести сестры, имевшие специализацию невролога, отоларинголога, семейного врача. Пять лет совместной работы и помощи больным показали, что и сами врачи, входя в культуру церковной жизни, чувствуют потребность в углублении своих профессиональных знаний.  Так родилась идея создать Общество Православных врачей г. Коломны.

Газета "Медицинский вестник"