Летопись. 1352-1799

Создание Коломенской епархии

Летопись 1352-1799 Коломна

Город Коломна имеет свою древнюю историю. Упомянутый впервые в летописи в 1177 году, он уже в то время был центром относительно большого удельного княжества. Благодаря своему выгодному местоположению Коломна играла заметную роль в истории Московского государства. Находясь на южной границе княжества, Коломна являлась городом-крепостью. Отсюда в 1380 году Дмитрий донской двинул русские войска к Куликову полю на битву с ордами татарского Хана Мамая. Коломна являлась крупным торговым центром, через нее проходил "Великий Рязанский путь".

В конце 1352 – начале 1353 года митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый принимают решение о создании на территории Московского княжества новой епархии с центром в Коломне. На Коломенского епископа возлагалось послушание митрополичьего викария. Территория Коломенской епархии состояла из городов Коломны и Можайска. 13 марта 1353 г. на погребении митрополита Киевского и всея Руси Феогноста в Москве уже присутствует первый коломенский епископ Афанасий. Коломенская епископия занимала особое место в структуре митрополии всея Руси. Она являлась викарной кафедрой вплоть до 1460-х годов, когда статус викария перешел к епископу Сарскому и Подонскому. На Коломенскую кафедру возводились настоятели известных монастырей – Симоновского, Пафнутьева Боровского, Николо-Угрешского, Голутвина, Спаса-Андрониковского. Часто претенденты на кафедру принадлежали узкому кругу лиц, тесно связанных с великокняжеской семьей. С 1360 по 1373 гг. епархией управлял епископ Филимон. 18 января 1366 г. в Коломне состоялось венчание великого князя Димитрия с дочерью нижегородского князя Евдокией в деревянном храме Воскресения Христова. В 1373 г. епископом стал Герасим II. После кончины святителя Алексия, митрополита Московского, владыка Герасим управлял Церковью с 1379 г. до своей кончины в 1388 г. Он рукоположил во пресвитера будущего Пермского святителя Стефана и благословил его на проповедь зырянам.

Прп. Сергий Радонежский

Коломна. Литография. Летопись 1352-1799

В 1379 г. великим князем Дмитрием Донским заложен в Коломне Успенский кафедральный собор в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. епископ Герасим благословил собранные в Коломне русские дружины перед Куликовской битвой.  По преданию, Московскому князю перед Куликовской битвой донские казаки из городка Сиротина поднесли Донскую икону Божией Матери.  После славной победы над Мамаем святой князь завершил строительство Успенского собора и поместил в нем чудотворный образ Богоматери. По мнению искусствоведов, Донская икона написана после Куликовской битвы Феофаном Греком или мастером его круга и находилась в Успенском соборе Коломны, в котором, предположительно, знаменитый иконописец с учениками создали фресковый ансамбль и иконостас. Воевода  князя Дмитрий Михайлович Боброк Волынский основал Бобренев Богородице-Рождественский мужской монастырь.
Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Рядом с собором в крепости Кремля располагался владычный двор, известный по описанию 1577–78 гг. Центром его была каменная палата для парадных приемов. Покоями епископа называлась «келья владычня» из бруса, включавшая  комнату и сени. На дворе находились деревянные постройки хозяйственного назначения, «келья мастерская» и конюшенный двор.
В 1382 г. епископ Герасим II стал свидетелем разорения города ханом Тохтамышем. Затем на ослабевший город напал Рязанский князь Олег, убил многих жителей и среди них – коломенского наместника боярина Александра Андреевича Остея. Для примирения князей в Рязань пришел преподобный Сергий Радонежский. Преподобный проходил через Коломну и основал по просьбе благоверного князя Дмитрия Донского Богоявленский Голутвин монастырь.
С 1389 по 1392 гг. Коломенской епархией управлял Павел I. 
Коломенский епископ Григорий (1392–1405 гг.) был учеником преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Григорий почитается как местночтимый святой и первый игумен Голутвинского мужского монастыря. При епископе Григории в 1392 г. расписан  Успенский собор.
Епископы Герасим и Павел лично знали преподобного Сергия до своей хиротонии. В 1363 г., еще архимандритами, они составили митрополичье посольство в Нижний Новгород,  где наложили  интердикт – закрытие храмов. Затем  митрополит Алексий их посылал в Киржач, чтобы просить преподобного Сергия вернуться в свой монастырь, который он оставил после ропота братии.

Епископы Коломны в XV-XVI в.

Коломна. Пятницкие ворота. Литография. Летопись 1352-1799

В 1408 г. на Коломну напал хан Едигей, который разорил и сжег город. В это время половина города принадлежала князю Литовскому Свидригайло Ольгердовичу, служившему у великого князя Московского Василия I. При нападении хана Свидригайло бежал в Литву, оставив город.
В 1433 г. в Коломну был сослан 18-летний великий князь Василий Васильевич II, и город сделался «истинною столицею великого княжения, многолюдною и шумною. В Москве же царствовали уныние и безмолвие».      
С 1453 по 1473 гг. управлял епархией  бывший архимандрит Симонова монастыря Геронтий, который  выполнял особые поручения митрополита Ионы.  В 1454 г. великий князь Василий Васильевич II и святитель Иов посылали епископа Геронтия к князю Ивану Можайскому и побуждали идти на татар, напавших на костромские пределы. В 1472 г. епископ Геронтий присутствовал при перенесении митрополитом Ионой мощей Московских святителей и при постройке нового Успенского собора в Кремле. Он состоял духовником влиятельной жены князя Софии Палеолог, которая часто посещала  Коломну и молилась о даровании ей Богом сына.
В 1473 г. церковный собор во главе с великим князем Иоанном III поставил епископа Геронтия митрополитом.
В 1480 г. митрополит Геронтий призывал великого князя вернуться к воинству на реке Угре, стоявшему против полков хана Ахмата. При посредничестве митрополита великий князь примирился с братьями Борисом и Андреем.
В 1490 г. приемником кафедры становится бывший игумен Угрешского монастыря Авраамий. В 1492 г. он присутствовал на Архиерейском соборе, на котором установили, чтобы начало нового года совпадало с началом индикта, т.е. первого сентября, а не первого марта, как было до этого.
В 1495 г. Коломенский епископ участвовал в поставлении игумена Троице-Сергиевской Лавры Симона в митрополиты, в 1498 году – в венчании на царство Дмитрия Ивановича, внука Ивана III.
В XVI веке в Коломне существовало несколько монастырей, о которых позднее не упоминается: святых жен-Мироносиц, Иоанновский, Спасо-Преображенский, именуемый «богомольем князя великого». Последнее указание относится к великому князю Ивану III.
В 1507 г. во епископа Коломенского  рукоположен архимандрит Московского Андроньева монастыря Митрофан. В 1510 г. епископ  Митрофан  встречал великого князя во Пскове, и после молебна благословил князя, сказав, что Псков взят без брани. Так наступил конец Псковской вольницы. Епископу Митрофану принадлежит знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», он благословил составление цикла повестей о перенесении чудотворного образа Николы Зарайского.
В 1523 г. Коломенский епископ Тихон благословил войска, собранные великим князем Василием Иоанновичем в Коломне для участия в походе на Казань. 
В 1525 г. епископом становится  Вассиан (Топорков), постриженик  Иосифо-Волоколамского монастыря. Епископ Вассиан участвовал в московском Соборе, на котором рассматривались переводные труды преподобного Максима Грека. Епископ Вассиан с архимандритом Чудова монастыря Ионою обвиняли  преподобного Максима, «что он использует  слова по своему произволу, исправляя тексты по своему разуму». В судебных документах 1531 г. про сотрудника святого Максима говорится: «А Михаила Медоварова на Коломну владыце Васьяну в двор держати в крепости велицей неисходно». О дальнейшей  судьбе знаменитого каллиграфа неизвестно.
По повелению великого князя Василия Ивановича, в 1525 г. были заложены и в 1530 г. окончены постройкой каменные стены Коломенского кремля. Башни украсили фигурами и изображениями священного характера.
Епископ Вассиан вместе с митрополитом Даниилом содействовал бракоразводному процессу князя Василия III с Соломонией. Когда князь заболел после охоты и находился в селе Воробьеве, епископ Вассиан  вместе с другими иерархами церкви молился на Литургии в Московском Благовещенском соборе и нес к больному князю Святые Дары. Участвовал при обсуждении пострига великого князя в иночество. Возглавил соборование больного князя и затем его погребение в Архангельском соборе.

Правление царя Иоанна Грозного

Коломна. Кремль. Литография. Летопись 1352-1799

В 1538 г. великий князь Иоанн IV дал Коломенскому епископу жалованную грамоту, освободив владычных людей от податей государю, что способствовало росту епископских слобод в Коломне. Тогда же в состав Коломенской епархии вошел Каширский уезд.
В 1542 – 1555 гг. Коломенским епископом был Феодосий II: «архимандрит от Спаса от Нового с Москвы». Первое событие, в котором  принял  участие  владыка Феодосий   –царское венчание. В 1547 г. митрополит Макарий возложил царский венец на  Иоанна Грозного, при этом ему сослужили «архиепископы, и епископы, и архимандриты».
23 июня 1552 г. епископ Феодосий II благословил царя Иоанна Грозного на поход против крымских татар, осаждавших Тулу, перед чудотворной иконой Донской Божией Матери в Успенском соборе. Владыке царь приказал «не исходити из церкви, дондеже что Бог произведет». Татары поспешно отступили.
3 июля того же года владыка благословил царя и русские полки перед походом на Казань. Войска сопровождала Донская икона Божией Матери. После успешного похода  "при Благоверном царе Великом Князе Иоанне Васильевиче и епископе Коломенском Феодосии" заложена шатровая Успенская церковь, основан Брусенский мужской монастырь. Главной святыней обители стала Казанская икона Божией Матери – первый список с чудотворного образа  после явления  его в Казани в 1579 году.
Донскую икону Божией Матери царь перенес в Москву и  поместил в Благовещенском соборе  Кремля.
В 1555 г. епископ Феодосий торжественно принимал в Коломне  новопоставленного Казанского архиепископа  Гурия.
В 1562–1563 г. Коломенский епископ Варлаам II с Донской иконой сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, благословлял ею его и русское войско.
Епископ Коломенский Давид (1571–1581 гг.) сопровождал Иоанна Грозного в 1571 г. в Новгород, присутствовал на Соборе 1572 г., где Иоанн IV просил о разрешении ему 4-го брака.
В 1581–1586 гг.  епископом Коломенским и Каширским был первый патриарх Московский и всея Руси святитель Иов.

Смутное время

Коломна. Литография. Летопись 1352-1799

В Смутное время Коломенскую епархию возглавил Иосиф (1586–1615 гг.), явивший пример истинного патриотизма и исповеднической верности православию. Весной 1608 г.  Коломну захватили войска литовского наездника Лисовского. Градоначальник князь Владимир Тимофеевич Долгоруков и епископ Иосиф попали в плен. В насмешку над саном и достоинством православного епископа владыку Иосифа привязали к пушке и так возили по городам. Пленниками епископа Иосифа и князя Долгорукова взяли под Москву. Под урочищем «Медвежий брод» воеводы царя Василия Шуйского Куракин и Лыков разбили Лисовского и освободили пленников. Владыка Иосиф вернулся в  Коломну и во время возмущения города сотником Бобыниным  удержал народ от перехода на сторону Лжедмитрия II.
В 1622 г. к Коломенской епархии были присоединены города: Тула, Венёв, Дедилов, Епифань, Орел, Кромы.

Антиохийский патриарх Макарий

Коломна. Кремль. Летопись 1352-1799

В 1652 г. на коломенскую кафедру возведен епископ Павел, который занялся  благоустройством архиерейского двора. Он расширил трапезную при архиерейских палатах и устроил при ней зимнюю церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, описание которой оставил архидиакон Павел Алеппский: «В конце вышеописанной галереи есть новая каменная церковь, построенная…для зимнего времени, ибо он устроил ее над кухней и пекарной печью, так что в нее проникает теплота и в морозное время она становится как баня».
Строится каменное здание казнохранилища и «дивана» – Разрядного приказа или епархиального управления, консистории.
В конце марта – начале апреля 1654 г. патриарх Никон созвал церковный Собор для отмены «нововводных чинов». На собор прибыли 5 митрополитов, 4 архиепископа и один епископ — Коломенский. Епископ Павел заявил  несогласие с начатыми патриархом преобразованиями и выступил в защиту прежних обрядов. В 1654 г. Коломенского епископа отстранили от управления епархией и заключили в тюрьму. Его сослали в Палеостровский монастырь, затем в Новгородский Хутынский монастырь. 
4 августа  1654 г. по распоряжению  Государя на опустевшем архиерейском дворе в Коломне более пяти месяцев пребывал Антиохийский патриарх Макарий: совершал службы в коломенских церквах, по благословению патриарха Никона рукополагал священников и диаконов.
Благодаря записям архидиакона Павла Алеппского, который сопровождал патриарха, известно о состоянии Коломенской епархии того времени: «Говорят, что епархия эта бедна и мала, да поможет ей Бог, а она больше области трех патриархов: антиохийского, александрийского и иерусалимского!». В состав епископства кроме Коломны входили  города:  Серпухов, Кашира и Тула.
По описанию архидиакона Павла: «Архиерейский дом очень велик и обнесен кругом деревянной стеной. Епископ проходит к кельям от южной двери церкви по высокой лестнице и длинной деревянной галерее, находящейся на большой высоте от земли; бывало, когда мы проходили по ней, пред нами открывался вид на поля и деревни на далекое расстояние, ибо галерея совсем открыта. Кельи или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева и также висячие (как и церкви); из них одни – для зимы, другие – для лета. Летние кельи имеют галереи, выходящие в сад, в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу; они разных сортов: красные, как сердолик, желтые, как золото, белые, как камфора, все с очень тонкой кожицей. Есть другой сорт яблонь с маленькими, сахаристыми плодами. Мы видели – о удивление! – на ветвях его в это время года бутоны и цветы; он приносит обильные плоды…
Зимние покои состоят из многих помещений, из которых одни ведут в другие. Они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть (в дом). Все окна имеют передвижные ставни, плотно пригнанные; днем их открывают и вставляют в окна рамы с каменными стеклами здешней страны; на ночь же эти рамы снимают и ставят на место их в окна ставни, обитые войлоком, дабы сквозь них не мог проникнуть холодный воздух. В каждой келье есть каптур, т.е. печь из кирпича для разведения огня, с железными дверцами; эти печи топят в зимнее время для нагревания комнат. Также в каждой келье есть иконостас с образами и не только внутри, но и снаружи над дверью, даже над дверью лестницы, ибо таков обычай у московитов, что они вешают иконы на всех дверях своих домов, подвалов, кухонь и лавок…
Здание дивана епископа сводчатое, вновь выстроенное из камня; здесь и казнохранилище его. Это епископство владеет угодьями - деревнями со многими крестьянами. В епископском доме есть большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников… Не только в этом епископстве есть тюрьма и оковы, но и в каждом монастыре они имеются для исправления служителей и крестьян. Говорят, что этому епископству принадлежат триста воинов-янычар (стрельцов), коих оно имеет для своей охраны и защиты, для обережения своих выгод и для надзора. Содержание им идет от его угодий. Когда епископ едет куда-нибудь, они сопровождают его всюду, куда бы он ни отправлялся».

Коломенская епархия в XVII веке

Коломна. Кремль. Летопись 1352-1799

К декабрю  1657 г. к Коломенской епархии относились 11 городов с  уездами и станами, действовали 346 церквей и 13 часовен, насчитывалось 94 запустевшие церкви. Епархиальными делами после смещения епископа управлял соборный протоиерей.
 5 декабря 1657 г. патриарх Никон ликвидировал Коломенскую епархию и присоединил ее территорию к Патриаршей области.
Большой Московский Собор 1666-1667 гг. поставил в вину патриарху Никону незаконное извержение из сана Коломенского епископа Павла и разорение Коломенской кафедры. Коломенскую епархию восстановили в прежних границах.
В 1667 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Симонова Нового Московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Мисаил. В 1672 г. Коломенская епархия возведена на степень архиепископии.
14 марта 1676 г. был предан суду Собора из 7 архиереев Коломенский архиепископ Иосиф по обвинению в «хульных словах» о царе Алексее Михайловиче и патриархе Иоакиме; архиепископа также упрекали за «жестокие способы смирения», которые он допускал в отношении духовенства. Архиерей признан виновным, запрещен в служении с сохранением сана и сослан под надзор в Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь под Новгородом.
В 1682 г. переведен на Коломенскую кафедру с возведением в сан архиепископа епископ Архангельский и Звенигородский Никита. Архимандрит Никита был духовником патриарха Никона, находившегося в заключении в Ферапонтовом монастыре, а после кончины патриарха участвовал в его погребении в Ново-Иерусалимском монастыре.
Период правления архиепископа Никиты отмечен активным храмоздательством. Артелью мастера Мелентия Алексеева заканчивается строительство нового Успенского собора,  выполняется его роспись, строится  каменная колокольня и к ней отлит большой колокол. На архиерейском дворе возводится каменный архиерейский дом. В городе вместо деревянных появляются каменные храмы: Зачатия Пресвятой Богородицы в Гончарной слободе, Святой Троицы в Ямской слободе, святителя Николая на Посаде.
Перед началом  1-ого Азовского похода в 1695 г. в Коломну приезжал  царь Петр Алексеевич.

Синодальный период

Коломна. Вид на Кремль. Летопись 1352-1799

В 1700 г. царь Петр I принял решение об отмене патриаршества. С восстановлением в 1701 г. Монастырского приказа началось изъятие монастырских вотчин. Бывшие вотчины Голутвина монастыря поступили во владение фельдмаршала графа Б.П. Шереметева. По преданию, знаменитый полководец иногда гостил в Коломне у  архиепископа Никиты и оставил в дар Успенскому собору походную икону – Владимирский образ Богоматери. В 1704 г. архиерейский дом  был лишен поступлений от оброчных угодий – мельницы, рыбной ловли и других. При архиепископе Никите  возводятся архиерейские палаты с домовой церковью преподобного Сергия Радонежского.
В 1705 г.  архиепископом Коломенским стал Антоний (Одинович) – выпускник Киево-Могилянской академии. При нем строится каменная крестовая Троицкая церковь.  В 1708 г. в Коломне останавливался по пути в Воронеж царь Петр I.
С  1718 по  1723 гг. Коломенскую епархию возглавлял митрополит Иоанникий, грек. В 1722 г. перед  Персидским походом в Коломне останавливался царь.  В 1723 г. митрополит открыл архиерейскую школу.
В 1731 г. епископ Коломенский Вениамин (Сахновский) преобразовал архиерейскую школу в семинарию или славяно-латинскую школу. Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х гг. Бывший семинарский корпус сохранился  –  это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря. В 179–1799 гг. здесь обучался будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), выдающийся иерарх и государственный деятель, первый доктор богословия в России.
13 июня 1727 г. митрополитом Коломенским и Каширским и присутствующим членом Святейшего Синода назначен Игнатий (Смола). К тому времени роль Коломенской епархии возросла, увеличилось число храмов – насчитывалось 733 церкви.  Митрополит Игнатий вошел в группу противников Новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича).  В феврале 1731 г. епископ Игнатий был лишен сана и сослан в Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
В 1734 г. архитектор Иван Мичурин  составил описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от пожара. По этому описанию в «верхнем апартаменте» располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня.
В 1735 г. Синод назначил Коломенского епископа Вениамина (Сахновского) членом Московского синодального правления, управляющим Синодальной областью.  Резиденция епископа в 1735–1739 гг. находилась при Московской синодальной конторе.
При епископе Савве (Шпаковском) в 1742 г. были отремонтированы  палаты. Переделкой фасадов и интерьеров руководил архитектор графа Шереметева Алексей Миронов. Древнерусские формы здания уступили место классическим.
В 1749–1763 гг. Коломенские епископы Гавриил (Кременецкий) и Порфирий (Крайский) состояли членами Святейшего Синода.
По благословению епископа Феодосия (Михайловского) (1763–1787 гг.) в 1782 г. упразднили Покровскую церковь и разместили в ней консисторскую присутственную палату. Жертвенник с одеждами, престол и иконостас перенесли в  церковь преп. Симеона Столпника.  На средства именитого гражданина Коломны Мещерякова был построен теплый Тихвинский собор.
В 1771 г. из-за  распространившейся эпидемии чумы, согласно Указу Императрицы Екатерины II, за городской чертой основано Петропавловское кладбище. Впоследствии на этом кладбище были похоронены родственники святителя Филарета.
В 1775 г. епископ Феодосий встречал в Коломне императрицу Екатерину II и принимал ее в архиерейских покоях.
При преосвященном Афанасии (Иванове) (1788 г –1799 г.) в Коломенском Бобреневом монастыре ведется активное строительство: завершен Рождественский собор, достроена колокольня, начато строительство монастырской ограды. Стены монастыря возведены в стиле русской готики, вероятно — по проекту русского зодчего Матвея Казакова.
В 1742 г. Синодальная область была преобразована в Московскую епархию. В состав последней  перешла часть приходов Коломенской епархии, из Московской епархии в Коломенскую — города Серпухов и Алексин с уездами. Из Коломенской епархии Севской кафедре переданы Орёл и Кромы, Воронежской епархии — Ефремов, Московской епархии — Одоев и Чернь (3 последних города с уездами в 70-х гг. XVIII в. вернулись обратно). В 1775 г. к территории Коломенской епархии присоединилась Тульская провинция. С 6 мая 1788 г. архиерей имел титул «Коломенский и Тульский».
К 1788 г. Коломенская епархия имела 1176 церквей и 9 монастырей. Мужские монастыри: Богоявленский Голутвин, Коломенский Спасский, Высоцкий Серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, Тульский Иоанно-Предтеченский, Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Белопесоцкий Троицкий, Серпуховской Владычный Введенский. Женские монастыри: Коломенский Брусенский и Тульский Успенский.

Упразднение епархии

Коломна. Площадь. Летопись 1352-1799

Император Павел I, заслушав 27 сентября 1799 года на заседании Синода доклад о состоянии Коломенской епархии, принял решение её упразднить. Взамен, указом от 16 октября, была учреждена Тульская епархия, в Тулу также переведена духовная семинария. Коломна включена в Московскую епархию, где архиепископ (митрополит) получил титул "Московского и Коломенского".