Cвятой равноапостольный великий князь Владимир

Все огромное пространство от Причерноморья до Балтики понтийские греки назвали Скифией по имени соседнего с ними народа в причерноморских степях. Древняя Русь постоянно пребывала в кольце враждебных сил и часто воевала. Особенно крепко русские бились с печенегами, половцами, хазарами, волжскими болгарами, но очень милостиво обходились с пленными, которые не становились рабами навечно. 
Русь ширилась в основном за счет свободных, незанятых или малонаселенных земель и была движима очень светлой и мирной жаждой узнавания новых пространств и, по возможности, духовного и культурного освоения узнаваемого.

 

Этническое единство многообразия славянского мира

Славянский мир многообразен, но не лишен этнического единства. В западной части славянского мира – мораване, чехи, поморяне, ляхи, хорваты, сербы; в восточной, на территории будущей Руси, - поляне, древляне, дреговичи, полочане, северяне, кривичи, бужане (они же волыняне), дулебы, радимичи, вятичи, словены, уличи, тиверцы.     

Нравственный облик славян

Славяне производили на чужеземцев «выгодное впечатление», они были гостеприимны («злые и лукавые попадались очень редко»). Славяне имели «простоту нравов». В это понятие входили не только доброта, незлобие, прямодушие, но и простота быта, отсутствие чрезмерной привязанности к земному благополучию и комфорту.
В личных качествах особенно ценятся мудрость, мужество, верность долгу и слову, любовь к родной земле, смекалка, умение метко и кратко говорить. В отношениях между людьми всегда поощряются нелицемерное братолюбие, почтение к старшим, верность в дружбе, отзывчивость к чужому горю. Во всем присутствует представление о чистой совести.

Основа социальных отношений Древней Руси

Все многообразие личных, общественных, хозяйственных и иных отношений в Древней Руси регулировалось понятием «правда». Первый свод законов на Руси получает название «Правда Росъская».
Правда – это истина, любая («ходить по правде», «судить по правде», «жить по правде»), но прежде всего истина о смысле бытия! Следовательно, духовным центром, ядром всех законов и нравственных установлений Древней Руси оказывается совесть. 
Но, естественная нравственность неустойчива. Она крепнет и утверждается не только на трех устоях (отношение к людям, пище и браку), но и на осознании подлинным источником совести Бога истинного, «Творца неба и земли, видим же всем и невидимым».

Язычество Древней Руси

Язычники, не имеющие писанного закона, должны и могут исполнять закон совести по природе, ибо все – Божии создания. Испытание вер не могло произойти вдруг. Ему предшествовал длительный и глубокий процесс поиска правды, совершившийся в поколениях русских людей.
Почитание земли. Особым почитанием пользовалась земля: ее называли «землей-кормилицей». «матерью» («мать сыра земля»). Земледельцы, прежде чем начать пахоту, кланялись земле, обращались к ней, как к живому существу, с просьбой об урожае. Перед землей произносили клятвы, ее целовали; совершивший преступление (убийство) должен был просить прощение у земли (ибо она как мать убитого, может простить убийцу). 
Отсутствие касты жрецов. Не «углубилась» Русь и в идолослужение до такой степени, чтобы иметь идольские храмы и касту жрецов: не было жрецов для аграрной магии, не было тайных обществ для посвящения юношей в охотничью магию. Избежало русское язычество и других опасных сторон вавилонских тайнознаний. Но «глубина сатанинская» окружала Русь в древности и с юга и севера, и с востока и запада. Можно только подивиться, что языческая Древняя Русь отвергла эту «глубину», не приняла ее!
Отвергнув различные соблазны диаволопоклонства и тайнознаний, обещавших особую силу над силами тварного бытия, Русь оставалась с жаждой Бога, Который превыше всей видимой твари.
Окончательный и сознательный выбор веры для Руси становится самой серьезной и насущной потребностию...

Учителя славян

Летописец утверждает: «Учитель славянскому народу – апостол Павел». Апостол Павел «доходил до моравов и учил там». Он же «проповедовал и в Иллирии, где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян – апостол Павел, из тех же славян - и мы, Русь, поэтому и нам, Руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе для славян епископом и наместником апостола Андроника».
Апостол Андрей Первозванный «получил в жребий себе Скифию» (области к северу от Черного моря), основал в Херсонесе первую христианскую общину и построил храм. Духом Божиим провидел, что вера во Христа и Церковь Христова со временем распространятся и на земли будущей Руси.
Из Херсонеса апостол Андрей прошел к устью Днепра, затем поднялся в Среднее Приднестровье. У подножия Киевских гор, где было тогда несколько поселений славянского племени полян, апостол сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий и воздвигнет Бог много церквей». «Поставил Крест, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где сейчас Новгород, и увидел живших там людей» (Летопись).
Апостол (из числа 70-ти), священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный императором Трояном в Херсонес, он в течении трех лет (99-101) духовно окормлял крымскую паству (более 2-х тысяч христиан). Так было положено начало образованию Азово-Черноморской Руси.

Исторические события, предвозвестники Крещения Руси

Чудо от мощей св. Стефана и завет, данный князю Бравлину. Бравлин, легендарный князь, совершивший набег на византийский город Сурож (Судак) в Таврии (нынешний Крым) на рубеже VIII-IХ веков. Известен по описанию похода и чуда от мощей св. Стефана.
На Сурож «пришла рать великая русская из Новаграда, князь Бравлин, весьма сильный» (Летопись). Пришел, завоевал и... внезапно разболелся. Чувствуя, что это связано с ограблением раки святого Стефана, Бравлин повелел возвратить все взятое у мощей св. Стефана. Ночью, ему явился в видении сам св. Стефан, архиепископ Сурожский, и сказал, что «князь не выйдет отсюда, если не крестится. Русские не должны нападать более на Амастриду и должны отпустить всех христиан-пленников», что и было исполнено.
Чудо Пресвятой Богородицы. 18 июня 860 г. 200 русских кораблей подошли к Константинополю. Патриарх Фотий вместе с императором после усердного моления взяли ризу Богородицы (омофор) из Влахернской церкви, обнесли вдоль городских стен, омочили край ее в водах бухты Золотой Рог. «Странная сила» заставила русских отойти от города. Это событие было воспринято как проявление силы Бога христианского, так возникло желание приобщиться Богу.
Дело могло обстоять и так, что при патриархе Фотии было совершено крещение русских и достигнута договоренность о принятии ими епископа, а приезд архипастыря и учреждение на Руси епархии произошли позднее, в 867 г.
Чудо с Евангелием перед крещением язычников. Византийский император Василий Македонянин (867-886) заключил с русскими «мирный договор» и «устроил так, что они приняли епископа». Патриарх Фотий прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедывать слово Божие среди язычников. Он предложил русским принять христианство, но люди потребовали чуда. Тогда епископ Михаил развел огонь и положил в него Евангелие, которое при этом осталось невредимым. После этого князь и народ крестились.
Первое массовое крещение на Руси в 861-862 г. После набега в 860 г., князья Аскольд и Дир с «болярами», старейшинами и частью народа приняли в Киеве святое крещение, в чем современные ученые не сомневаются. «Святые братья Кирилл и Мефодий совершили первое массовое крещение на Руси при князьях Аскольде и Дире, о котором хорошо известно из византийских источников. Крестились сразу 200 человек».  
Первый общерусский князь-христианин Аскольд получил имя Николай. В 882 г. в Киеве построена церковь святителя Николая на могиле князя Аскольда-Николая.
Письмо «из Хазарии» в Византию. В начале 861 или в конце 860 года в Византию «из Хазарии» прибыло посольство с письмом кагана, в котором говорилось: «Евреи побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины (мусульмане) предлагая мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру... Вы – великий народ, от Бога царство держите. Вашего совета испрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорит евреев и сарацин, то примем вашу веру».
Св. Кирилл (вместе с родным братом Мефодием) прибыл в 861 г. в Херсонес Таврический, имевший в те времена важное политическое значение, в особенности – как центр связи с союзной Хазарией. Здесь он «нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами, и человека, говорящим на русском языке и беседовал с ним, и понял смысл этой речи и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их (т. е. русские буквы и письмена), и многие удивились ему, славя  Бога». 

Первое Евангелие на русском языке и создание славянской письменности

Евангелие впервые перевел на русский язык в конце VII в. святитель Иоанн Готфский. Факт существования в Крыму Евангелия и Псалтири не представляется невероятным. Нахождение книг Священного Писания на русском языке не случайно! Нашел тот, кто искал, - создатель славянского письма!

«Славянский же язык и русский един есть», как свидетельствует наша «Начальная летопись». Славянскую азбуку и основу письменности (как полагают, сначала – глаголицу) святые Кирилл и Мефодий создали задолго до 861 г., когда пребывая в малозийском монашеском Олимпе, «занимались одними книгами». Точную дату создания братьями письма указывает авторитетный источник «О письменах» Черноризца Храбра – 6363 г., т. е. 855 г. 

История в датах

Князь Олег. При князе Олеге в 912 г. в Константинополе, после заключения с русскими послами мирного договора,  «император приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту (святыни: венец, гвозди, багряницу), уча их вере своей и показывая истинную веру». По возвращении послов, население города присягает на верность договору так: язычники клянутся у идола Перуна, а христиане – «в церкви святого Илии, что стоит над Ручьем». Из летописи известно, что при княжении Олега была особая русская епархия в ведении греческого патриарха.
Князь Игорь. В 944 г. был заключен мирный договор Константинополя с князем Игорем. Князь Игорь не сумел преодолеть своей привязанности к язычеству и договор скрепил по языческому обычаю – клятвой на мечах. Год спустя, в 945 г., князь Игорь был убит восставшими язычниками в Древлянской земле. Но дни язычества и основанного на нем жизненного уклада славянских племен уже сочтены.
В договоре с греками (946 г.) Русь разделяется на крещеных и некрещеных. Промысел Божий именно Руси (и, может быть, за сокровенную искренность любви) определил стать исторической преемницей Византии, унаследовать ее духовные богатства.
 Княгиня Ольга. В 955 г. «отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду». «Царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь». И крестил ее патриарх Полиевкт. Просветившись же, она радовалась душой и телом, и наставил ее патриарх в вере и сказал: 
«Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». 
Княгиня Ольга поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыко, да буду сохранена от сетей диавольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого.
После крещения призвал ее царь и сказал: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга».
Согласно летописи ХIV в. в Киеве при Ольге была освящена церковь во имя святой Софии. По видению, бывшему Ольге на месте будущего Пскова, она организует строительство храма во имя Святой Троицы. Из Константинополя  княгиня привезла многие святыни, в частности, восьмиконечный крест, сделанный целиком  из древа Животворящего Креста Господня. 
Христианские святыни, благодатию, от них исходящей, содействовали просвещению Русской Земли. 
Князь Владимир. С 980 г. начал единолично править всей Русской землей внук равноапостольной Ольги князь Владимир. До просвещения Руси в нравах и жизни князей господствовало язычество.
Церковный писатель ХI в. Иаков Мних (монах) пишет, что «взыскав спасения», Владимир вспомнил о том, как уверовала и крестилась святая княгиня Ольга. Владимир сам начал интересоваться историей ее обращения, его заинтересовали слова родственников христиан, именно матери (Малуши), которая приняла крещение вместе с Ольгой в Константинополе, а также одна из его жен, - уговаривали его креститься. 
Князю Владимиру было «видение Божие», побудившее его к обращению, - свидетельствует преп. Нестор в «Чтении о житии Бориса и Глеба».
Состав земель Руси. Могучий каганат, союзник и опора Византийской империи, рухнул с победой сына равноапостольной Ольги, князя Святослава, навсегда перестав существовать как государство. Часть земель его, в том числе некоторые земли по Дону и Северному Кавказу, Таманский полуостров (знакомая нам Таматарха, ставшая русской Тмутараканью), отошли к владениям Руси.
Выбор веры. В 861 г. по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры... потом пришли иноземцы из Рима, пришли хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру». Все проповедывали свое. Повторялась история 860-861 гг., когда, по словам русского посольства в Константинополе, «Евреи побуждали (русских) принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины (мусульмане) принуждали принять свою веру». Русь совершила выбор веры. 

Причины принятия христианской веры князем Владимиром

1.    Сам Бог, «провидя доброту сердца его, и призрев с небеси милостию Своею, просветил сердце его принять крещение» (летопись монаха Иакова);
2.    Во-вторых,  тем, что «слышав от бабки своей Ольги, как шедше к Царю-городу, приняла она святое крещение, и как пожила (после этого) добре пред Богом, всеми добрыми делы украсившися», и Владимир возгорел желанием подражать ей и что это благое, разженное в нем Духом Святым, соревнование и сделало его христианином.
3.    Бог сотворил ему «некое запятие», чтобы он стал христианином, как в древности Плакиде...
4.    В заключение, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был давно готов принять христианскую веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. Отправляя посольства, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, бытия, жизни народов.

Креститель Руси и испытание вер

Ислам. В 986 г. выходцы из Волжской Болгарии пришли к Владимиру, хвалили магометанство и предлагали князю принять их веру. Болгары особенно старались подействовать на воображение описанием Магометова рая. Проповедники ислама просчитались. Они не  открыли Владимиру ничего нового о Боге, Его отношении к миру и человеку, о смысле бытия. Заповеди ислама об обрезании, воздержания от свинины и вина были использованы Владимиром как предлог, чтобы отвергнуть их веру. И он сказал полушутливые слова: «Руси есть веселие питие, не можем без того быть».

Иудаизм. Остроумен отказ от иудаизма. Проповедники этой религии, судя по всему, главный акцент сделали на «презренности» христианства по сравнению со своей верой: «Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли». Владимир спрашивает о «законе» иудеев, а затем задает неожиданный вопрос: «А где земля ваша?» Вопрос мудрый и продуманный. Хазария недавно разгромлена, а Палестина не принадлежит иудеям. Вынудив проповедников ответить, что «разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши». Владимир резонно замечает: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?»

Римские посланники. Очень интересно летописное свидетельство о беседе Владимира с «иноземцами из Рима», «посланными папой». Сперва они строят свою проповедь на противопоставлении истинного Бога, сотворившего небо и землю, и «всякое дыхание», подчеркивая, что христианство – свет, а язычество – тьма.  Владимир спрашивает: «В чем заповедь ваша?» (что требуется от человека, чтобы быть угодным Богу истинному, чтобы спастись). В их ответе была попытка приспособиться к нравам Владимира-язычника или к свойственной западному человечеству обмирщенности. Во всяком случае суть ответа римских посланников – 
в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и должно было оттолкнуть Владимира, уже хорошо знавшего, какую перемену жизни совершила после крещения княгиня Ольга и каков образ жизни других христиан, принявших веру от Константинопольской Церкви. «Идите, откуда пришли, - говорит он посланцам Римского папы,  - ибо и отцы наши не приняли этого».

Греческий православный философ. Возможно, Византийский император и патриарх из числа своих подданных болгар, а может и греков, избрали и послали ученого философа-богослова, который знал хорошо Священное Писание и творения Святых отцов, историю христианства и догматы веры и мог легко доказать несостоятельность других вер и своею проповедию воздействовать на слушающих.
Греческий проповедник говорил ярко и убедительно, в заключение показал икону Страшного Суда Божия с участью праведных и грешных. Князю понравилась проповедь греческого богослова и он наградил его богатыми дарами.

Посольство в другие страны для испытания вер

В 987 г. Владимир собрал бояр и советников на совет, на котором обсуждались разные веры. Приближенные князя предложили послать для испытания вер умных людей на места. Владимир отправил по их совету десять мужей «добрых и смышленных». Послы были в Болгарии, у немцев и прибыли, наконец, в Константинополь. Императоры Василий и Константин и патриарх знали о важности этого посольства и с уважением отнеслись к русским. Сам патриарх со множеством духовенства в присутствии послов в великолепном Софийском соборе отслужил Божественную литургию. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило руссов в превосходстве греческой веры, и они вернулись в отечество уже христианами в душе. Послы докладывали князю: 

«Не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

Сказали же бояре: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков». После такого испытания вер было решено отказаться от язычества и принять греческое православие.

Православная Церковь - образ Царства Божия, Царства Небесного, в видимых образах своего богослужения являет невидимую и неизреченную красоту и радость Горнего мира, новой жизни, вечного пребывания Бога с человеком, открыла Руси светлый лик Христовой истины! Это был воистину свет, способный обратить человека всем сердцем к Богу как к любящему Отцу – Деятелю вечных благ, озарить душу сиянием и теплотой Духа Святаго, обновить жизнь и направить ее ко Христу, в Котором только и возможно приобщение этой неизреченной радости и нетленной красоте. 
Через благовестие правды Божией и образы православного богослужения Руси увидела Христа о славе и духовном веселии пребывания с людьми! Этим пленилась Русь, так восприняла она дух и смысл Христовой веры, в таком, православном обличии эта вера оказалась удивительно близкой русской душе, русскому народу. Отсюда берет начало «врожденная» приверженность Руси к православию.

Принятие христианства в особых исторических условиях. В августе 986 г., когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-сопровителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 г. мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласив себя императором и овладел Малой Азией. В 987 г. Варда Фока осадил Авидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. 
Варда Фока, имея на своей стороне почти всю Малую Азию, подошел с востока к самой столице. С севера грекам угрожали болгары. Вот тут-то Василий и обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 944 г. князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи.
Князь Владимир после долгого совещания решил на известных условиях оказать помощь грекам. И при заключении договора о военной помощи 986-987 гг. русские выдвинули требование – выдать сестру императоров Анну замуж за князя Владимира.
Историки отмечают еще, что греки всегда имели намерение не родниться с варварскими народами. Константин Багрянородный постановил законом: «С сими северными народами – казарами, турками, руссами – не прилично дому императорскому обязываться браками». Однако византийцы вынуждены были согласиться, спасая империю, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие.
  В 987 г. или в начале 988 г. русское войско прибыло в Византию и в двух крупных сражениях разгромило армию восставших. Руссы спасли Грецию, престиж императора и положили начало таинству крещения Владимира, венчанию его с царевной и крещению киевлян в 988 г.
Византийская хроника Скилицы в промежутке между 987-989 гг. сообщает, что император «успел призвать (русских) на помощь и сделать их князя своим зятем, женив его на сестре своей Анне». То же свидетельствуют и другие византийские авторы. Во всех арабских и византийских источниках крещение и женитьба  князя Владимира представлены как успех византийской дипломатии. Наша летопись вносит духовный смысл в картину событий.
Препятствия и помощь Божия. Императоры, очевидно, не спешили выполнять условия договора о взаимопомощи и отказали в выдаче замуж своей сестры Анны за вождя руссов. Тогда князь Владимир пошел на Херсонес. При осаде Херсонеса, когда «протопоп» Анастас подал Владимиру ценный совет как овладеть городом, князя воскликнул: «Если сбудется это – крещусь!» - очень естественное, непроизвольное восклицание человека, уже обратившегося ко Христу, но ожидающего и некоторых знамений Божией к нему милости и силы. Город, лишившийся воды, сдался.
Ультиматум князя Владимира. Из взятого Херсонеса в Константинополь был направлен грозный ультиматум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».  Ультиматум Владимира должен был возыметь особую силу как раз в связи с тем, что в то время, в 988 г., вблизи Константинополя уже находилось русское войско! И в Константинополе вынуждены были ультиматум принять.
Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста ее братьев Василия и Константина: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны». И едва принудили ее. Она села в корабль с плачем и отправилась через море. И прибыла в Корсунь. Здесь Анну ожидала невеселая новость. Ее жених, князь Владимир, «по Божию устроению... разболелся глазами и не видел ничего, и сильно скорбел, и не знал, что сделать».
Чудесное призвание. Бог же, призвавший некогда гонителя христиан Савла, посетил и язычника князя Владимира. И послала к нему царица (так называет летопись Анну) сказать, чтобы «он крестился скорей». («Если не крестишься, то не избежишь недуга своего»). Какова сила веры царицы. Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя.
Крещение князя Владимира. Епископ Корсунский и иереи, огласив, крестили Владимира. «И когда епископ возложил руки на него, тотчас же прозрел Владимир, выходя из купели крещения. Владимир же, увидев свое внезапное исцеление душевное и телесное», прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога».
Очень точные слова. До сих пор князь в основном узнавал о Боге. Но чтобы узнать Бога, нужно особое Божие снисхождение к человеку, отчетливо и сильно переживаемое как личная встреча с Богом, какая в древности была у Павла. И она произошла! Увидев чудо исцеления князя, начала креститься его дружина. «Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни, посреди града...» Итак, князь Владимир принял святое крещение и был наречен Василием во имя святого Василия Великого. Благодать Божия при крещении князя явила силу и любовь Христову к Руси.
Архиепископ Филарет указывает, что факт крещения Владимира в Корсуни описывается Нестором в житии св. князей Бориса и Глеба, житии благоверного князя Владимира, в похвальном слове св. Владимиру, в грамоте великого князя Василия к патриарху, в летописях Новгородских, Ростовских, Суздальских и других источниках.
Наступило поистине незабываемое «утро» Крещения Руси, заря юности.

Духовно исторический смысл Крещения Руси

1. После крещения Владимира совершилось его бракосочетание с Анной, в результате Византия присвоила русскому князю титул «цесарь». 
2. Такая своего рода «передача» чести и власти Византии Русской земле началась как нельзя более своевременно: в ХI в. крестоносцы сокрушали и без того слабые устои империи, могущество ее быстро шло на убыль, пока в ХV в. Византия совсем не перестала существовать как государство.
3. Наследуя честь и славу Византии, Русь тем самым становилась великой мировой державой и хранительницей Православия.
4. Русь уневестила себе Византию, а сама уневестилась Христу.
5. Просвещение Руси сразу же началось на церковно-славянском языке. Византия направила в Русь с царевной Анной не греческое, а болгарское духовенство и богослужебные книги на церковнославянском языке. В этом заключалась величайшая историческая правота Греческой Церкви в отношении Руси, премудрость Божия Промысла о судьбах Православия.
Духовные наставления получила Русь при купели крещения. «Повесть временных лет» сохранила подробные тексты этих наставлений. Православные иерархи прежде всего поучали: «Пусть никакие еретики не прельстят тебя. Но веруй, говоря так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли» - и до конца этот Символ веры. «Исповедаю едино крещение водою и Духом, - говорится далее, - приступаю к Пречистым Тайнам, верую в истинное Тело и Кровь... приемлю церковные предания, поклоняюсь пречистым иконам, поклоняюсь пречистому Древу (Креста Господня), и всякому кресту, святым мощам... Верую в семь Соборов святых отцов...» 
Назначен день всеобщего крещения. Князь Владимир прежде всего крестил 12 своих сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Вместе с ними крестились некоторые бояре. Одновременно князь везде повелел сокрушать идолов. Пантеон кумиров на княжеском дворе был снесен с лица земли. Идола Перуна потопили в Днепре и... кануло  в воду русское язычество.
 Князь Владимир назначил день всеобщего крещения, по городу был оглашен указ: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - противен мне да будет». «Услышав это, - говорит летописец, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не добро это было (т. е. крещение и вера), то не приняли бы этого наш князь и бояре».
Массовое крещение было назначено на 1(14) августа. В связи с этим было установлено празднование с освящением воды. Впоследствии оно соединилось с праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и было забыто как память Крещения Руси). К тому месту, где р. Почайна впадает в Днепр, стеклось «людей без числа». Начался небывалый, единственный в своем роде на Руси всеобщий чин крещения. Радуясь о своем и общерусском спасении, князь Владимир взглянул на небо и сказал: 
«Христе Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, уведети Тебя, помози, Господи, на сопротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, препобежу козни его».
Солнце правды восходило над Русской землей, разгоняя мрак богоотчужденности и неведения.  Летописец сообщает: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градом и селом». Владимир приказал «рубить», т. е. строить из дерева церкви, поставляя их особенно на знаменательных местах. Церковь святого Василия Великого – небесного покровителя кн. Владимира – была поставлена на том месте, где недавно был истукан Перун. В 989 г. равноапостольный князь задумал построить величественную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была воздвигнута на месте мученической кончины святых Феодора-варяга и сына его Иоанна. В 996 г., по данным Летописи, храм был освящен. В нем Владимир еще раз вознес усердную молитву за всю Русскую землю, за русский народ. 
Русь посвящалась Пресвятой Богородице. Посвящение было принято Царицей Небесной и сохранилось в Руси-России навсегда. И Дева Богородица из Влахернского храма Константинополя послала зодчих и вручила им мощи семи мучеников, и икону Свою чудотворную Успения, и злато, и пояс со Креста Сына Своего. Освящение храма состоялось в 1073 г.

Влияние христианской веры на жизнь народа:

 1.    Вера Христова оказала самое благотворное влияние на нравы, быт и жизнь славян. Вера переродила Владимира и многих славян из язычников с величайшими пороками в благочестивых христиан. 
2.    В жизни народа Церковь стала играть большое значение.
3.    Преображение личности во Христе и во образ Христов – вот что завещал своим примером князь Владимир русскому человеку и всей Руси в целом.
4.    Духовный облик крещеного народа, неизбежно находящий свое выражение в почитаемых иконах, есть не что иное, как личность народа о Христе. Это естественно, ибо только в Личности Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия, «Им же вся быша», может обретать свою подлинную личность, подлинный духовно-национальный облик и человек, и народ.
5.    Принцип иконографического учения Церкви открывает, что поскольку Церковь есть образ Царства Божия (небесного), то каждая Поместная Церковь, живущая на определенной земле, превращает земное отечество людей в образ Отечества небесного.
6.    Мы видели, как противилась Русь попыткам императорской власти Византии использовать христианскую веру, чтобы подчинить себе наш народ. Святые Ольга и Владимир сумели отделить в своем сознании «чистую и неподдельную» (говоря словами патриарха Фотия) веру греческой Церкви от этой политики. Как блестяще избежали они (особенно Владимир) сетей византийской дипломатии при принятии христианства!
7.    Только Православие и способно дать нашему народу самое важное и замечательное – полному выявления, обретения своей исторической личности во Христе, осознание себя «народом среди народов», чуждое как безликому космополитизму, так и ущемленному национализму.
8.    Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Личности Богоматери, образ Ее служения Сыну Своему – Христу.

 

В духовном облике народа появился ярко выраженный «Богородичный характер», отмечаемый всеми современными исследователями русской святости
1)    Это и факт посвящения Богородице столицы Руси. 
2)    А также, монашество – сердце Православной Церкви, от которого получает благодатные токи и импульсы вся церковная жизнь. 
Преподобный Антоний на русской земле устроил правильную монашескую жизнь. Гора Афонская, по преданию, - «удел Богоматери» - Покровительницы монашества. Духовный росток святого Афона был высажен на Русскую землю и нашел в ней для себя на редкость благодатную почву, вырос и принес богатейшие духовные плоды. Знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный преп. Антонием, стал истоком русского монашества всех последующих времен нашей истории. От монашества источались Богородичный Дух и характер. 
3)    К этому нужно прибавить и результаты реального всенародного опыта общения с Царицей Небесной в молитве и посредством Ее святых икон, то можно в общем представить себе, почему Русская Церковь, вся Святая Русь обрели Богородичный характер, почему с самого начала на Руси развилось столь широкое почитание Матери Божией, что уже не только столицы Руси, но вся Русская земля сделалась особым уделом Богоматери, стала называться (и являться!) Домом Пресвятой Богородицы.
4)    Никакие потрясения и испытания не смогут изменить светлого сокровенного лика Руси, обновленной и воссозданной Духом Святым во Христе через Его Святую Церковь предстательством Богоматери, возымевшей о нашей земле материнское попечение! Он сохранится в нашем народе навечно, навсегда!

Использованные источники:

https://www.rodnovery.ru/stati/943-dukhovnye-proyavleniya-v-kulture-dokhristianskoj-rusi https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kreshhenie-rusi/