1800-1919

Основание мужского монастыря

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Покровский храм в XIX в.

16 октября 1799 г. решением императора Павла I «в уважение древности» архиерейского дома и «для приличия самому сему древнему городу» предписывалось «в ведомство» Коломенскому Ново-Голутвину монастырю «отдать все находящиеся при том доме церкви и строения». Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) поспешил выполнить указ.
В 1800–1801 гг. в новую обитель переселились иноки Коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня монастыря во главе с архимандритом Варлаамом (Главацким; † 1802). В память о Богоявленском Голутвине монастыре и по главному храму обитель стала именоваться Троицким Ново-Голутвиным монастырём. В архивных документах встречается и другое название: Коломенский мужской монастырь. Новому монастырю был присвоен 2-й класс, в обители могли проживать до 17 монашествующих. Настоятели имели сан архимандритов.
В сентябре 1803 г. владыка получил письмо от графа А. А. Аракчеева. По мнению графа, коломенский архиерейский дом удобен «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог обоснованно отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 г. уведомил владыку.
В архиве Санкт-Петербурга сохранился план, составленный московским губернским архитектором И. А. Селиховым на предполагаемое размещение кирасир в бывшем архиерейском доме. Этот «План бывшему архиерейскому дому в городе Коломне с расположением на помещение двух эскадронов Екатеринославского кирасирского полку, полкового командира и унтер штаба» даёт представление об особенностях построек монастырского комплекса того времени. Например, у Троицкой церкви было два входа: с северного фасада примыкала каменная паперть с лестницей, ориентированной на восток, с западного фасада – паперть с кирпичным первым этажом и вторым из дерева. Деревянная галерея соединяла архиерейский дом с западною папертью. Вдоль семинарского корпуса со стороны двора была устроена также деревянная галерея с лестницей, поразившей воображение юного бурсака Гилярова: «Как это: налево ли пойдёшь, направо ли пойдёшь, всё придешь к одному?».

Настоятели монастыря

От архиерейского подворья Ново-Голутвину монастырю достались здания XVII–XVIII вв.: храм во имя Святой Троицы, а также архиерейский и семинарский корпуса. Первоначально к обители были приписаны два соборных храма Коломны за монастырской оградой: Успенский собор и церковьТихвинской иконы Божией Матери.
В бывшем семинарском корпусе разместилось Коломенское духовное училище, в нескольких помещениях оборудовали квартиры для преподавателей и клириков Успенского собора. Все здания нуждались в серьезном ремонте, который из-за недостатка средств проводился только в случае крайней необходимости. Так, для учащихся Духовного училища в 1800 г. в семинарском корпусе пришлось «противу двух сеней сделать два крыльца обшивныя и крытыя с лестницами хорошими и прочными и в оных крыльцах сделать по чулану и нужнику в пристойных видах чистою работою», перекрыть крышу тёсом в два слоя, подремонтировать двери, установить в трёх комнатах перегородки.
В конце марта 1801 г. разбушевавшаяся стихия сорвала с крыш духовного правления и церкви Святой Троицы 17 листов железа. Архимандрит Варлаам нанял кузнецов, которые в четыре дня восстановили кровли, о чём настоятель поспешил доложить в рапорте митрополиту. В 1819 г. в Троицкой церкви потребовалось разобрать сгнившее плоское перекрытие в четверике, восстановить световые окна в барабане, починить крышу и покрасить главу.
После архимандрита Варлаама Ново-Голутвиным монастырем управлял архимандрит Анания (скончался в 1817 г., погребен под Троицким храмом). В архивах сохранилась опись имущества этого наместника, которая поступила в пользование монастыря. По смерти он оставил «шесть малых образов в деревянном вызолоченном иконостасе, образ Спасителя, крест наперстный вызолоченный, убранный разными простыми камнями; две книги в четверик листа Нового Завета, из коих обе обложены плитами из финифти, две Псалтири Следования, Толковую Псалтирь, одну книгу Добротолюбия…». Из документов этого дела стало известно, что в монастыре трудились наемные рабочие, которые делали дорожки в саду монастыря, поправляли паперть у храма. К написанию икон для храма привлекались местные жители. Остались сведения об оплате иконописной работы, мещанину Василию Евленеву – за написание святцев на пять месяцев. Просфоры для нужд монастыря пекли насельницы Брусенского девичьего монастыря. Питание в монастыре было достаточным. На трапезу братии запасали рыбу: стерлядь, окуней, налимов; для служащих покупалась мясная пища. На праздники прихожан угощали сладким чаем и булками из близлежащей лавки.
3 марта 1817 г. Коломенский Ново-Голутвин монастырь возглавил архимандрит Ермоген (Сперанский), бывший настоятель Высоцкого Серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря, строгий аскет и молитвенник. «Подавай ему одной травы, будет с удовольствием кушать и ничего не скажет», – свидетельствовал об архимандрите его келейник.
В 1818–1819 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Никанор (Клементьевский); впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Одновременно со служением в монастыре архимандрит Никанор нес послушание ректора и профессора богословия Вифанской духовной семинарии, являлся членом Московской духовной консистории.
С 1819 по 1829 гг. монастырем управлял архимандрит Арсений (Козиоров). Начиная с 1823 г., в монастыре проводились масштабные строительные работы. К северному торцу бывшего архиерейского корпуса настоятель пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения Господня (ныне церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Возведённая в псевдоготическом стиле, она служила домовою церковью настоятеля. При строительстве в храмовое здание органично вписалась северная часть архиерейского корпуса, в том числе одностолпная житенная палата, находившаяся на первом этаже. Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади.
В 1825 г. архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второю по высоте в Коломне. Самый большой колокол был украшен изображениями Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу: «1827 г. июля 1 дня вылит сей колокол в г. Коломне в Ново-Голутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2-й гильдии купца Киприяна Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина, весу 259 пудов 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв». Ровно через год коломенский купец Кирилл Максимович Кислов пожертвовал монастырю 126-пудовый колокол с изображением Святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского. Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались. Указом митрополита Филарета архимандрит Арсений был переведен в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
С 1830 по 1838 гг. монастырем управлял архимандрит Иосиф. В 1838 г. недолгое время – архимандрит Арсений (Нагибин).
С 1838 по 1846 гг. настоятелем обители был архимандрит Иоаким. При нем монастырское подворье, находящееся «идя от Пятницких ворот к Москве-реке по Владимирской улице на правой стороне дома Шапошниковых», было отдано в аренду купцу Никите Кислову.
В 1846 г. из Дмитровского во имя святых Бориса и Глеба монастыря в Коломенский Ново-Голутвин монастырь был переведен на должность настоятеля архимандрит Тихон (Углянский).
Архимандрит Тихон интересовался историей возникновения раскола в Русской Православной церкви и не жалел средств на приобретение книг и рукописей по этой теме. Со временем часть редких книг он передал в Московскую епархиальную библиотеку, остальные завещал продать, а вырученные средства передать в монастырь.
По свидетельству знавших архимандрита Тихона людей, он отличался «высокими душевными качествами, которые способны всякого привлекать и навсегда привязывать к себе». Ему были присущи «простота, любезность, детское простосердечие и добросердечие, незлобие, прямота, исключающая всякую возможность какой-нибудь задней мысли и двуличия». Многолетняя служба настоятеля была отмечена в 1863 г. орденом святой Анны 2-й степени и в 1869 г. этим же орденом, украшенным императорской короной.
В 1848 г. особенно сильно распространилась страшная эпидемия холеры, и по совету схимонаха Иоанникия из Старо-Голутвина монастыря был совершен крестный ход с посохом и иконою преподобного Сергия в четверг перед Троицей, когда крестьяне и горожане праздновали языческие праздники. Эпидемия пошла на убыль, а с разрешения митрополита Филарета крестный ход стал совершаться ежегодно. На Петропавловском кладбище служили панихиду, на которой поминали умерших от холеры, а затем и всех усопших, и шли в Успенский собор. Посох и икона оставались в соборе до понедельника, перед ними почти круглосуточно совершались молебны. В понедельник из Успенского собора крестный ход со святынями обходил кремль, затем останавливался в Ново-Голутвине монастыре, где в храме преподобного Сергия совершалась Литургия. Затем крестный ход сопровождал святыни в Старо-Голутвин монастырь. На крестный ход собиралось до 20 000 человек, хотя в Коломне в то время было всего 17 тысяч жителей.
По воспоминаниям благочинного общежительных монастырей угрешского настоятеля архимандрита Пимена (Мясникова), после кончины архимандрита Тихона 7 февраля 1871 г. обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». О настоятеле Тихоне архимандрит Пимен писал: «Не имея ни решимости, ни твердости характера, необходимого для правителя, он был постоянно под влиянием других и, как покорное дитя, исполнял желание других ни к чести себе, ни к пользе братии и к явному вреду всей обители». Причину запустения монастыря архимандрит Пимен видел в его штатном устройстве, из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны».

Учреждение общежития

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) считал необходимым введение общежительного устава, но не повсеместно, так как «по обстоятельствам нужно сохранить оба типа монастырей».
Необходимость монастырской реформы была очевидна. Особенно остро проявилось это во второй половине XIX века с возникновением в обществе мнения, что из-за утраты идеала православного аскетизма институт монашества не нужен. По мнению профессора Петербургской духовной академии Д.И. Ростиславова, «…если священство безусловно необходимо для Церкви, монашество же может и не быть».
Защищая будущее монашества, митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) выражал обеспокоенность тем, «что некоторые из образованных и особенно из так называемых передовых людей страны готовы, так сказать, своими руками уничтожить монастыри и разогнать монашествующих». Митрополит видел причину вымирания монастырей в общем падении нравственности и духовности в обществе. По его мнению, для сохранения и укрепления монашества необходимо было осуществить одновременный перевод штатных мужских монастырей в общежительные. Программу преобразования монастырей митрополит Иннокентий неоднократно излагал на заседаниях Синода, но там сдержанно относились к предлагаемым нововведениям, а митрополит Санкт-Петербургский Исидор как-то высказался: «Митрополит Иннокентий затеял это дело, пусть у себя и вводит».
Возможность доказать верность своего суждения представилась митрополиту Иннокентию на примере Ново-Голутвина монастыря. В этом ему содействовал потомственный почётный гражданин г. Коломны Гурий Фёдорович Ротин, заявивший после смерти архимандрита Тихона: «Я и всегда бы готов был поддержать наш монастырь и помочь ему, но по милости этого штатного положения он до того дошёл, что его хотят, как я слышал, закрыть. Это будет прискорбно нашему городу, что он будет совсем без монастыря; один только был – и тот закроют. Ежели бы я только был уверен, что начальство согласится монастырь не упразднять, а открыть в нём общежитие и отца Сергия перевести из Старо-Голутвина монастыря в Троицкий, я весьма охотно принял бы в этом участие, да и дом, который у меня в Коломне, отдал бы в пользу монастыря …».
В мае 1871 г. настоятелем Ново-Голутвина монастыря стал игумен Сергий (Свешников), впоследствии архимандрит. Родом из московского купечества, постриженник Николо-Угрешского монастыря, с 1853 по 1867 гг. он исполнял в монастыре послушание казначея, с 1867 по 1871 гг. был настоятелем Старо-Голутвина монастыря.
26 ноября 1871 г. по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Иннокентия (Вениаминова) Коломенский Ново-Голутвин монастырь был преобразован из штатного в «строгообщежительный». В праздник святителя Иннокентия Иркутского и день тезоименитства митрополита Иннокентия в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл общежитие.

Общежительный монастырь

При новом настоятеле (1871–1883 гг.) архимандрите Сергии (Свешникове) количество монашествующих возросло до 50 человек. В октябре 1876 г. епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил в монастыре храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Для детей прихожан открылось народное училище на 40 человек.
В 1876 г. во время русско-турецкой войны по инициативе архимандрита Сергия монастырь собирал деньги на помощь восставшим славянам. За заслуги по духовному ведомству архимандрит Сергий был награждён орденами святой Анны 3-й и 2-й степени, а за организацию госпиталя и помощь в уходе за ранеными в русско-турецкой войне отмечен знаком Российского общества Красного Креста. Епархиальное начальство в 1881 г. назначило архимандрита Сергия благочинным общежительных монастырей Московской епархии, через два года его перевели настоятелем в Иосифо-Волоцкую обитель.
Назначенному на его место ризничему Троице-Сергиевой лавры архимандриту Иоанникию (Постникову) досталась обитель, где «все храмы были приведены в совершенный порядок; ризница стала не только достаточна, но обильна; все здания обновлены, архиерейский дом исправлен и приведён в наилучший вид, трапеза и келии устроены как нельзя лучше; заведено стройное пение, правильное чтение, богослужения стали совершаться согласно с уставом без малейшего отступления».
Архимандрит Иоанникий заботился и об учащихся Духовного училища. Он стал одним из учредителей основанного в 1886 г. Братства праведного Филарета Милостивого, целью которого было оказание помощи бедным ученикам, и вплоть до своей кончины в августе 1889 г. председательствовал в Совете братства.
Последующие настоятели сохраняли традиции, заведенные архимандритом Сергием. В 1902 г. настоятелем игуменом Феодосием была открыта Ново-Голутвинская церковно-приходская школа, в которой к 1909 г. обучались 32 мальчика. При игумене Феодосии в 1904 г. в Успенском соборе совершал богослужение праведный Иоанн Кронштадтский. После Литургии тысячи верующих участвовали в Крестном ходе, возглавляемом всероссийским пастырем.
6 марта 1908 г. по ходатайству митрополита Московского и Коломенского священномученика Владимира (Богоявленского) настоятелем стал архимандрит Варнава (Накропин), который упрочил как уставную жизнь братии, так и внешнее благолепие. В 1908 г. обитель владела 130 десятинами земли.
21 февраля 1913 г. в Успенском соборе, приписанном к монастырю по случаю 300-летия царствования Дома Романовых, совершил богослужение настоятель Старо-Голутвина монастыря оптинский старец архимандрит Варсонофий (Плиханков).
В 1916 г. настоятелем монастыря был назначен игумен Смарагд.  5 мая 1917 г. он был награжден орденом святой Анны 3-й степени. При нем в монастыре было 30 человек братии, в основном – из крестьян различных уездов, только один иеромонах Феоктист – из «личных почетных граждан». Среди братии находился иеромонах Варсонофий, служивший в госпиталях и награжденный медалями «За поход в Китай 1900–1901 гг.» и в память Русско-Японской войны 1904–1905 гг. По указу Московской духовной консистории в Ново-Голутвин монастырь был переведен бывший казначей Коломенского Бобренева монастыря иеромонах Дамиан «за недоброжелательное отношение к настоятелю и братии».

Коломенское Духовное училище

После перевода Коломенской духовной семинарии в Тулу в начале февраля 1800 г. в семинарском корпусе открылось 2-хгодичное Коломенское духовное училище. Ректором Духовного училища назначался настоятель Успенского собора, инспектором и учителями становились клирики собора и других коломенских церквей.
В 1902 г. Коломенское духовное училище окончил преподобномученик Никон (Георгий Беляев). После образования в МДС был назначен учителем в с. Чашниково и создал Троице-Алексеевское общество трезвости и миссионерский кружок. В 1918 г. рукоположен в иерея и назначен в Троицкую церковь в с. Протопопово Коломенского уезда. В 1919 г. о. Георгий был арестован и осужден на две недели принудительных работ. 4 ноября 1921 г. о. Георгий снова арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и приговорен к ссылке в Архангельскую губернию. В 1925 году о. Георгий вернулся на родину. Епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) ради укрепления духовной жизни в Старо-Голутвином монастыре предложил ему принять монашеский постриг и возглавить монашеское братство, на что о. Георгий дал согласие. В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг его в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником монастыря. В 1929 г. Старо-Голутвин монастырь был закрыт. 14 мая 1929 г. ОГПУ арестовало архимандрита Никона, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей. 26 июля 1929 г. Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Никона к трем годам заключения в Соловецком концлагере, а 9 августа 1932 г. прибавило к этому три года ссылки в Северный край. Вернувшись из ссылки, о. Никон служил во Власьевской церкви в Волоколамске. 27 ноября 1937 г. архимандрит Никон опять был арестован. 5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Он был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Свое образование в Коломне начинал протопресвитер Успенского собора Московского Кремля, член Московской синодальной конторы Николай Александрович Сергиевский (1827–1892 гг.), профессор богословия Московского университета, основатель духовного журнала «Православное образование», автор трудов: «Об основных истинах христианской веры», «Творение мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историей».
В Коломенском духовном училище обучался будущий профессор Московской духовной академии Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824–1887 гг.). Он оставил воспоминания о методах воспитания педагогов в училище в 1831–1838 гг.: «За малоуспешность, за невыученный урок, может быть, даже только по малоспособности» учеников строго наказывали.
В конце 1850-х гг. окончил курс Коломенского духовного училища церковный педагог протоиерей Василий Григорьевич Толгский (1842–1909 гг.). По окончании в 1864 г. Московской духовной семинарии он был рукоположен в священника Знаменского храма с. Комлева Рузского уезда Московской губернии. На свои средства и в своем доме о. Василий устроил школу. Организовал хор любителей из крестьян и школьников. В 1872 г. о. Василия перевели на погост Дорки Бронницкого уезда. На новом месте служения он построил новое здание для церковно-приходской школы. В Дорках тоже составил хор любителей, за неимением нот рисовал большие настенные таблицы, на которых писал слова песнопений и ноты по упрощенной, им изобретенной двухлинейной нотной системе. Весь годичный круг богослужений и много произведений духовных композиторов были им переписаны и приспособлены для исполнения учениками. Школа прославилась пением и считалась лучшей в уезде. В 1889 г. о. Василий – секретарь Бронницкого уездного отделения Московского епархиального училищного совета, уездный надзиратель церковно-приходских школ, в 1890 г. – благочинный. С 1900 г. – протоиерей и настоятель Бронницкого собора. О. Василий составил особую службу в честь находившейся в соборе чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, устроил домовый храм при городской тюрьме. Протоиерей Василий Толгский умер в 1909 г. и похоронен у храма на погосте Дорки (станция Загорново Казанской железной дороги).
В 1894 г. Коломенское духовное училище окончил священномученик Иоанн Державин (1878–1937 гг.). В 1901 г. он получил образование в Московской духовной семинарии, преподавал в церковно-приходской школе, с 1904 г. – священник Никольской церкви с. Милета. В 1930 г. был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. По возвращении из ссылки служил в сельском храме в Шаховском районе Московской области, потом в Троицкой церкви с. Каменка (ныне г. Электроугли). В 1937 г. был повторно арестован и 3 декабря того же года расстрелян.
В 1901 г. Коломенское духовное училище окончил священномученик Александр Орлов. Он родился в 1885 г. в семье священника с. Хонятина Коломенского уезда Василия Ильича Орлова. По окончании училища Александр Орлов поступил в Московскую духовную семинарию и в 1911 г. был рукоположен в священника. В 1923 г. окончил естественный факультет Московского университета. С 1924 по 1932 гг. о. Александр служил в храме с. Троице-Голенищева Московского уезда. В 1932 г. был арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1934 г. о. Александр вернулся из заключения и поселился в с. Теремце (ныне в Ступинском районе Московской области). Затем проживал в Георгиевском погосте Клинского района и в с. Павловской Слободе. В сане протоиерея год служил в с. Семеновском Ленинского района, был арестован по ложному обвинению. Заключен в Таганскую тюрьму и 13 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.
В Центральном историческом архиве Москвы сохранилось прошение 1913 г. от правления Коломенского духовного училища в Строительное отделение Московского губернского правления о разрешении построить новый корпус: «Представляя при сем план и чертежи на постройку для училища каменного двухэтажного с подвалом жилого строения и на ремонт и перестройку части существующего каменного двухэтажного с подвалом жилого строения. Правление училища просит дать на это разрешение. Подачу настоящего прошения, а равно и получение разрешения на постройку Правление доверяет архитектору Сергею Михайловичу Ильинскому. Смотритель училища С. Смирнов». В декабре 1913 г. разрешение от Совещательного присутствия было получено.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Коломенское духовное училище было закрыто.

Закрытие монастыря

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Начало XX в.

На основании декрета СНК РСФСР 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» имущество Коломенского Ново-Голутвина монастыря, в том числе находившаяся в собственности 181 десятина земли, было национализировано. С начала 1919 г. часть помещений монастыря заняло управление уездной и городской милиции. Циркулярное предписание губернского отдела управления от 23 мая обязывало власти города немедленно приступить к устройству на территории обители лагеря принудительных работ. Вопрос о создании концентрационного лагеря в монастыре 16 июня 1919 г. был вынесен на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома. Но этот проект не осуществился.
Около 1919 г. Коломенский Ново-Голутвин монастырь был закрыт. К тому времени в нем насчитывалось 16 монашествующих и 14 послушников. По инициативе местных властей, сославшихся на инструкцию о чрезвычайном налоге, у настоятеля архимандрита Леонида отобрали даже личные вещи и награды из серебра и золота. Кельи монастыря переданы местному населению под жилье, а Троицкий собор обращен в приходской храм.