январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
picto_agenda
Икона Божией Матери «Знамение», Новгородская (1170)читатьслушать

Русские святые

Иаков, епископ Ростовский, святитель (1392)читать
Диодор, или Дамиан, Юрьегорский чудотворец, преподобный (1633)читать
Всеволод, во Святом Крещении Гавриил, Псковский чудотворец, благоверный князь. Обретение мощей (1192)читать
Андрей Симбирский, блаженный (1841)читать
Собор новомучеников и исповедников Радонежских (2011)читать

Новомученики Российские

Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский, священномученик (1937)читать
Василий Соколов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Сергий Аманов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иоанн Хрусталев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Николай Покровский, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иоасаф (Боев), архимандрит, преподобномученик (1937)читать
Алексий (Гаврин), монах, преподобномученик (1937)читать
Борис Ивановский, пресвитер, священномученик (1937)читать
Кронид (Любимов), архимандрит, преподобномученик (1937)читать
Никон (Беляев), архимандрит, преподобномученик (1937)читать
Ксенофонт (Бондаренко), иеромонах, преподобномученик (1937)читать
Иоанн Емельянов, мирянин, мученик (1937)читать
Феодор Дорофеев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Николай Андреев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Алексий Сперанский, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иоанн Глазков, пресвитер, священномученик (1937)читать
Димитрий Беляев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Николай (Салтыков), игумен, преподобномученик (1937)читать
Сергий Бредников, пресвитер, священномученик (1937)читать
Владимир Смирнов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Серафим Крестьянинов, игумен, преподобномученик (1937)читать
Иоанн Смирнов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Аполлос (Федосеев), иеромонах, преподобномученик (1937)читать

Вселенские святые

Палладий Александрийский, преподобный (VI-VII)читать
Роман Антиохийский (Сирийский), преподобный (V)читать
17-ть монахов в Индии, преподобномученики (IV)читать
Иаков Персянин, великомученик (421)читать

Иконы Матери Божией

Знамение, Курская-Коренная (1295)читать
Знамение, Абалацкая (1637)читать
Знамение, Царскосельскаячитать
Знамение, Серафимо-Понетаевская (1879)читать
Знамение, «Корчемная» (XVIII)читать
Знамение, в Рождественском монастыре во Владимире (XIII)читать
Знамение, Верхнетагильская (1753)читать
Знамение, в Глушицком Сосновецком монастыре (XV)читать
Знамение, в Москве, в Златоустовском монастыречитать
Знамение, во Владимире (XVII)читать
Знамение, в Ямской Переяславской слободе в г. Москвечитать
Знамение, в г. Павловске Воронежской области (1696)читать
Знамение, в Семипалатинскечитать
Знамение, в Соловецком монастыречитать
Знамение, в Санкт-Петербургечитать
Знамение, в Знаменском монастыречитать
Знамение, в Тулечитать
Знамение, в слободе Хрущово Харьковской областичитать
Знамение, чудотворные спискичитать



Икона Божией Матери «Знамение»

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород и для этого послал сына своего Мстислава. Составилась громадная рать, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72». Еще задолго до Новгорода люди стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Зимой 1170 года громадное ополчение это обложило Новгород, потребовав сдачи. Не раз обе стороны начинали переговоры, но не могли прийти к согласию.

Началось сражение. Ясно было, на чьей стороне правда, и новгородцы с чистым сердцем могли просить Бога о помощи и ждать небесного заступления. Так они и поступили. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе св. Софии — Премудрости Божией о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

— Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром собрал он духовенство и городских представителей и рассказал им о таинственном голосе. Тогда у скорбных новгородцев появилась надежда. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель Иоанн во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и со слезами взывал:

— О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услышь плач наш и пощади людей Твоих.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй!».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел. И вот одна из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей ее потекли слезы. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Архиепископ Иоанн тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь во имя Знамения.

В 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и их храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в Знаменскую церковь.

В 1636 г. задумал обокрасть эту церковь серебряных дел матер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Чудотворная икона «Знамение» Богородицы стоит в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат. Она имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. В 1565 году икона возобновлена митрополитом Макарием. На иконе золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными каменьями.

Икона «Знамение» представляет Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это помещалось на печатях епископа Новгородского. Оно весьма древнего происхождения, так как в Риме, в катакомбах св. Агнии, есть изображение IV в. Богоматери с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. В Греции таким изображением означалось обыкновенно Рождество Христово, и только у нас, в России, иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. На некоторых городских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

Тропарь. глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак. глас 0

Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан Похвало