январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
picto_agenda

Новомученики Российские

Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, священномученик (1937)читать
Иоанн Владимирский, пресвитер, священномученик (1937)читать
Ярослав Савицкий, пресвитер, священномученик (1937)читать
Александр Вершинский, пресвитер, Павел Кузовков и Николай Копнинский, миряне, священномученик (1937, 1938)читать
Варлаам Попов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Магдалина (Забелина), инокиня, преподобномученица (1931)читать
Григорий Воинов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Василий Парийский, пресвитер, священномученик (1937)читать
Симеон Афонькин, пресвитер, священномученик (1937)читать
Косма Коротких, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иоанн Тарасов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иларион Соловьев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Виктор Смирнов, пресвитер, священномученик (1937)читать
Андрей Шершнев, пресвитер, священномученик (1937)читать
Иоанн Янушев, пресвитер, священномученик (1937)читать

Вселенские святые

Петр Галатийский, Александрийский, молчальник, преподобный (ок. 429)читать
Климент, епископ Римский, священномученик (101)читать
Петр, архиепископ Александрийский, священномученик (311)читать
Климент Охридский, святитель (916)читать

Иконы Матери Божией

Двинскаячитать

Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (в ми­ру Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич Ост­ро­умов) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве в се­мье пса­лом­щи­ка. Он за­кон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию и остал­ся в ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. В 1904 го­ду Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. Мо­ло­дой мо­нах от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь, где нес раз­ные по­слу­ша­ния: сна­ча­ла ра­бо­тал на кухне, а по­том ис­пол­нял обя­зан­но­сти ка­но­нар­ха. По­сле мо­на­стыр­ско­го ис­пы­та­ния он вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти в Москве.
В 1905 го­ду мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Ака­де­мии по­се­тил Холм­щи­ну, по­зна­ко­мил­ся со свое­об­ра­зи­ем ее ре­ли­ги­оз­но-на­цио­наль­ной жиз­ни и ис­кренне по­лю­бил ее. В ре­зуль­та­те он без ко­ле­ба­ний оста­вил Ака­де­мию и от­дал се­бя на слу­же­ние в этом крае, спер­ва в по­ло­же­нии про­сто­го мо­на­ха са­мой бед­ной оби­те­ли – Яб­ло­чин­ско­го Свя­то-Онуф­ри­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря.
Ко­гда иеро­мо­нах Се­ра­фим по­сту­пил в этот мо­на­стырь, он был в со­сто­я­нии та­ко­го упад­ка, что его да­же хо­те­ли за­крыть. У мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие дол­ги, и не бы­ло средств не толь­ко на их по­кры­тие, но и на осу­ществ­ле­ние цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. В 1906 го­ду энер­гич­ный мос­ков­ский иеро­мо­нах за­нял пост на­мест­ни­ка оби­те­ли, и за несколь­ко лет он сде­лал ее од­ним из цен­тров ре­ли­ги­оз­но­го и куль­тур­но­го воз­рож­де­ния Холм­щи­ны. Отец Се­ра­фим при­влек в свой мо­на­стырь лю­дей с выс­шим бо­го­слов­ским и свет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, ор­га­ни­зо­вал шко­лу пса­лом­щи­ков, от­крыл цер­ков­но-учи­тель­ские кур­сы, и еще несколь­ко школ, в том чис­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ную. При мо­на­сты­ре был устро­ен скит с ве­ли­ко­леп­ным хра­мом. На де­ло устро­е­ния Яб­ло­чин­ско­го мо­на­сты­ря отец Се­ра­фим от­дал во­семь лет, оби­тель пре­вра­ти­лась в один из луч­ших мо­на­сты­рей, а ее на­сто­я­тель стал из­вест­ным цер­ков­ным де­я­те­лем. В 1908 го­ду он был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та.
В Холм­ской епар­хии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был так­же бла­го­чин­ным всех мо­на­сты­рей, епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром, пред­се­да­те­лем Епар­хи­аль­но­го уче­но­го со­ве­та, ре­дак­то­ром епар­хи­аль­ных из­да­ний, и с 1914 го­да – рек­то­ром Холм­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. На­хо­дясь на всех этих по­стах ар­хи­манд­рит Се­ра­фим про­яв­лял ки­пу­чую де­я­тель­ность. Как рек­тор се­ми­на­рии он был доб­рым от­цом для уча­щих­ся, от­зы­вал­ся на все их нуж­ды. Бу­дучи ре­дак­то­ром цер­ков­ной пе­ча­ти – «Холм­ской цер­ков­ной жиз­ни» и «На­род­но­го лист­ка» – он сде­лал эти из­да­ния жи­вы­ми и ин­те­рес­ны­ми.
За год до ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний отец Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Бель­ско­го, ви­ка­рия Холм­ской епар­хии. А в 1917 го­ду стал епи­ско­пом Ор­лов­ским.
Во вре­мя ра­бо­ты Свя­щен­но­го Со­бо­ра 1917-1918-го го­да вла­ды­ку Се­ра­фи­ма аре­сто­ва­ли и за­дер­жа­ли в Ор­ле. Ему за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, епар­хи­аль­ное со­бра­ние бы­ло разо­гна­но че­ки­ста­ми, в ар­хи­ерей­ском до­ме про­из­ве­ден обыск.
В 1922 го­ду по ра­зо­рен­ной стране про­ка­ти­лась вол­на но­вых ре­прес­сий – огром­ное ко­ли­че­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей аре­сто­вы­ва­лось за со­про­тив­ле­ние изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Ор­лов­ско­го епи­ско­па так­же аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 7 го­дам за­клю­че­ния в стро­гой изо­ля­ции. От­си­дев в тюрь­ме по­чти 2 го­да, вла­ды­ка был от­пу­щен. В это вре­мя бо­го­бор­че­ская власть го­то­ви­ла но­вую бе­ду для Церк­ви: об­нов­лен­че­ство. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей не про­сто аре­сто­вы­ва­ли, а ста­ра­лись скло­нить к со­труд­ни­че­ству с но­вой вла­стью, обе­щая пре­кра­тить го­не­ния.
Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, вла­ды­ка Се­ра­фим был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па. Он на­чал ак­тив­ную борь­бу про­тив об­нов­лен­цев и в 1926 го­ду вновь под­верг­ся аре­сту. Слу­жить в Ор­ле ему боль­ше не поз­во­ли­ли, и свя­ти­тель был пе­ре­ве­ден на Смо­лен­скую ка­фед­ру.
Го­не­ния на Цер­ковь шли в со­вет­ской стране по­сто­ян­но, но бы­ли и пе­ри­о­ды уси­лен­но­го пре­сле­до­ва­ния. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Се­ра­фи­ма (Ост­ро­умо­ва) ни од­на вол­на го­не­ний не ми­но­ва­ла: он ис­по­вед­ни­че­ски по­стра­дал в свя­зи с со­про­тив­ле­ни­ем гра­бе­жу и осквер­не­нию хра­мов (так на­зы­ва­е­мым «изъ­я­ти­ем цер­ков­ных цен­но­стей»), за­тем в свя­зи с про­тив­ле­ни­ем об­нов­лен­че­ству, а в Смо­лен­ске он встре­тил но­вый пе­ри­од ре­прес­сий: 30-е го­ды, пе­ри­од «боль­шой чист­ки».
В 1936 го­ду ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был аре­сто­ван по груп­по­во­му де­лу как «один из ру­ко­во­ди­те­лей контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков», его об­ви­ня­ли в том, что он «ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ную три­бу­ну в церк­вах для про­из­но­ше­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­по­ве­дей, в ко­то­рых рас­про­стра­нял кле­ве­ту и пред­ска­зы­вал ско­рую ги­бель со­ввла­сти». Так­же в об­ви­не­нии го­во­ри­лось о вла­ды­ке, что он «сре­ди на­се­ле­ния вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и да­вал по­пам ука­за­ния для ве­де­ния ра­бо­ты за необ­хо­ди­мость от­кры­тия церк­вей, за­кры­тых 5-6 лет то­му на­зад».
Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и в мар­те 1937-го го­да от­прав­лен в Кар­лаг в го­ро­де Ка­ра­ган­де. В это вре­мя шли мас­со­вые рас­стре­лы за­клю­чен­ных – в ла­ге­рях осво­бож­да­лись ме­ста для но­вых жертв. Уже в но­яб­ре вла­ды­ка Се­ра­фим был аре­сто­ван в чис­ле груп­пы из 31-го че­ло­ве­ка. Ему бы­ло объ­яв­ле­но о «вновь вскрыв­ших­ся об­сто­я­тель­ствах» по его де­лу.
Из ла­ге­ря ар­хи­епи­ско­па от­пра­ви­ли эта­пом в по­след­нее ме­сто его слу­же­ния – Смо­ленск. Здесь мест­ные вла­сти (трой­ка при НКВД по Смо­лен­ской об­ла­сти) вы­нес­ли свя­ти­те­лю смерт­ный при­го­вор. Свя­щен­но­му­че­ник, Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов) был рас­стре­лян в ле­су под Смо­лен­ском 8 де­каб­ря 1937 го­да.

Тропарь. глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия.

Кондак. глас 3

Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Молитва

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приемшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в Земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.