
Новомученики Российские
Вселенские святые
Иконы Матери Божией
Священномученик архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) родился в 1880 году в Москве в семье псаломщика. Он закончил Московскую Духовную Академию и остался в ней профессорским стипендиатом. В 1904 году Михаил Митрофанович был пострижен в монашество с именем Серафим. Молодой монах отправился в Оптину Пустынь, где нес разные послушания: сначала работал на кухне, а потом исполнял обязанности канонарха. После монастырского испытания он вернулся к преподавательской деятельности в Москве.
В 1905 году молодой преподаватель Московской Академии посетил Холмщину, познакомился со своеобразием ее религиозно-национальной жизни и искренне полюбил ее. В результате он без колебаний оставил Академию и отдал себя на служение в этом крае, сперва в положении простого монаха самой бедной обители – Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря.
Когда иеромонах Серафим поступил в этот монастырь, он был в состоянии такого упадка, что его даже хотели закрыть. У монастыря были большие долги, и не было средств не только на их покрытие, но и на осуществление церковной деятельности. В 1906 году энергичный московский иеромонах занял пост наместника обители, и за несколько лет он сделал ее одним из центров религиозного и культурного возрождения Холмщины. Отец Серафим привлек в свой монастырь людей с высшим богословским и светским образованием, организовал школу псаломщиков, открыл церковно-учительские курсы, и еще несколько школ, в том числе сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом. На дело устроения Яблочинского монастыря отец Серафим отдал восемь лет, обитель превратилась в один из лучших монастырей, а ее настоятель стал известным церковным деятелем. В 1908 году он был удостоен сана архимандрита.
В Холмской епархии архимандрит Серафим был также благочинным всех монастырей, епархиальным миссионером, председателем Епархиального ученого совета, редактором епархиальных изданий, и с 1914 года – ректором Холмской Духовной Семинарии. Находясь на всех этих постах архимандрит Серафим проявлял кипучую деятельность. Как ректор семинарии он был добрым отцом для учащихся, отзывался на все их нужды. Будучи редактором церковной печати – «Холмской церковной жизни» и «Народного листка» – он сделал эти издания живыми и интересными.
За год до революционных потрясений отец Серафим был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. А в 1917 году стал епископом Орловским.
Во время работы Священного Собора 1917-1918-го года владыку Серафима арестовали и задержали в Орле. Ему запретили переписку, епархиальное собрание было разогнано чекистами, в архиерейском доме произведен обыск.
В 1922 году по разоренной стране прокатилась волна новых репрессий – огромное количество священнослужителей арестовывалось за сопротивление изъятию церковных ценностей. Орловского епископа также арестовали и приговорили к 7 годам заключения в строгой изоляции. Отсидев в тюрьме почти 2 года, владыка был отпущен. В это время богоборческая власть готовила новую беду для Церкви: обновленчество. Священнослужителей не просто арестовывали, а старались склонить к сотрудничеству с новой властью, обещая прекратить гонения.
Освободившись из заключения, владыка Серафим был награжден саном архиепископа. Он начал активную борьбу против обновленцев и в 1926 году вновь подвергся аресту. Служить в Орле ему больше не позволили, и святитель был переведен на Смоленскую кафедру.
Гонения на Церковь шли в советской стране постоянно, но были и периоды усиленного преследования. Священномученика Серафима (Остроумова) ни одна волна гонений не миновала: он исповеднически пострадал в связи с сопротивлением грабежу и осквернению храмов (так называемым «изъятием церковных ценностей»), затем в связи с противлением обновленчеству, а в Смоленске он встретил новый период репрессий: 30-е годы, период «большой чистки».
В 1936 году архиепископ Серафим был арестован по групповому делу как «один из руководителей контрреволюционной группы церковников», его обвиняли в том, что он «использовал религиозную трибуну в церквах для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти». Также в обвинении говорилось о владыке, что он «среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указания для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5-6 лет тому назад».
Смоленский архиепископ был приговорен к 5 годам лишения свободы и в марте 1937-го года отправлен в Карлаг в городе Караганде. В это время шли массовые расстрелы заключенных – в лагерях освобождались места для новых жертв. Уже в ноябре владыка Серафим был арестован в числе группы из 31-го человека. Ему было объявлено о «вновь вскрывшихся обстоятельствах» по его делу.
Из лагеря архиепископа отправили этапом в последнее место его служения – Смоленск. Здесь местные власти (тройка при НКВД по Смоленской области) вынесли святителю смертный приговор. Священномученик, Смоленский архиепископ Серафим (Остроумов) был расстрелян в лесу под Смоленском 8 декабря 1937 года.
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия.
Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приемшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в Земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.