январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
picto_agenda

Русские святые

Иов, патриарх Московский и всея России, святитель, перенесение мощей (1652)читатьслушать

Новомученики Российские

Алексий Кротенков, пресвитер, священномученик (1930)читать
Николай Симо, пресвитер, священномученик (1931)читать
Марфа Лаврентьевна, блаженная (1927)читать

Вселенские святые

Агафопод диакон, Феодул чтец и иже с ними, мученики (303)читать
Пуплий Египетский, преподобный (IV)читать
Феона затворник, Симеон и Форвин молчальник, преподобные (IV)читать
Феодора Солунская, преподобная (892)читать
Марк Афинский, преподобный (400)читать
Платон, исп. Студийский, преподобный (814)читать

Иконы Матери Божией

Икона Божией Матери Живоносный Источник (IV-V)читать



Иов, патриарх Московский и всея России

Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея России, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил чи­тать Свя­щенное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обу­чение в монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучиться и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духов­ника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. «...Не обретеся чело­век, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек».

Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и мило­сер­дием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

16 апреля 1581 года архимандрит Иов был рукоположен митрополитом Мос­ковским Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коломенского. 9 января 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с воз­ведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов пос­тавлен первосвятителем Русской Церкви — митрополитом Московским и всея России.

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константино­поль­­ского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московс­кого Кремля был поставлен патриархом — первым патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью воспри­няли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государст­ва. Канониче­ская подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и кано­ническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольс­кий Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили русскому патриарху пятое место в диптихе патриархов — после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года.

Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благо­уст­раивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепле­ние дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержа­ние благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589 г.), Триодь Цветная (1591 г.), Октоих (1594 г.), Минея Общая (1600 г.), Чиновник архиерейского служения (1600 г.) и Служебник (1602 г.). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению сущест­во­вавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Бла­женный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благо­вер­ный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блажен­ный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период 1592 по 1600 гг. святитель построил двенадцать храмов. По благословению святителя Иова в Мос­кве были построены Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри, во Владимирской епархии построена Лукианова пустынь, в Вятской епархии — Богоявлен­ский Слободской монастырь. Строились монастыри в Сибири и в других епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской, Воло­годской.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направлен­ной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены Псковская, Аст­ра­ханская и Карельская епархии.

В этих епархиях и в Сибири строились храмы и монастыри. Патриарх Иов посылал туда миссионеров-священников. Семена Православия, посеянные пат­риархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря кото­рым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты в начале XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стре­мясь пресечь действия Лжедмитрия, он написал соборную грамоту киевскому князю Кон­стантину Отрожскому, в которой убеждал его не потворствовать обманщику, но передать его русским. Патриотические воззвания он направлял в русские полки, боярам и воеводам. Среди общего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в неустойчивой обстановке. После смерти Бориса Годунова он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя. Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной ли­тургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе, был посажен на телегу и от­везен в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начал свой ино­ческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослаблен­ный и утра­тивший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол. На свое место он благословил мит­рополита Казан­ского Гермогена.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и оте­­честву, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Хрис­товой, подтвержденное его исповедничеством.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у запад­ных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание патриарха Иова в лике свя­тых отмечается в различных рукописях и агиографических изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Сви­детельства о святости патриарха Иова встречаются и в ряде агиографических источников: в «Полном месяцеслове Православного Востока», «Источниках рус­ской агиографии», «Месяцеслове русских святых», «Книге, глаголемой опи­сание о Российских святых». Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспас­ского монастыря было изображение патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине; +1908) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же, по благосло­вению архиепископа Димитрия, была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Пат­риарх Иов. В 1907 году Русская Православная Церковь праздновала 300-летие со дня блаженной кончины первого патриарха. Тогда же в «Тверских Епар­хиальных Ведомостях» было выражено пожелание духо­венства Тверской епархии продолжить дело, начатое патриархом Иосифом по прославлению Святейшего Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания па­мяти святителя Иова произошло в наши дни. По благо­словению Святейшего Пат­риарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания свт. Иов был канонизован на Ар­хиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7—14 октября 1989 года.

Тропарь. глас 5

Православия поборниче, веры Христовы исповедниче, первоиерарше Церкве Русския, святителю отче Иове, за ны Христа Бога моли, веру отеческую утвердити, грехов оставление нам даровати и подати миру велию милость

Кондак. глас 7

В годину лютых искушений многострадальному Иову подобяся, в жертву живу и непорочну себе Христу принесл еси, обратив паству к покаянию, терпеливе Иове святителю, моли и нам за вся благодарити Господа и всегда воздавати славу Богови.

Молитва

О, преславне отче наш Иове, первенец во Патриарсех Российских и верный исповедниче Христов! Во дни святительства твоего мудро Церковь Российскую пасл еси, люди просвещая и утверждая словом Христовы веры, храмы и обители созидая, таже Церковь Российскую укрепляя от моря до моря и даже до границ Сибирских. Тверд муж и исповедник Православныя веры явился еси, отче, во времена попущения Божия, таже поругание и изгнание подъем, во обители пустынней, идеже и чин иноческий приял еси, душу твою в руце Божии светло предал еси. Не престай, святче Божий, первосвятителю Христов, люди земли твоея укрепляти, веру Православную крепко держати и во смирении пребывати. Град стольный Москву сохрани и от нахождения лютых избави. О святителю претихий и премудрый! Сподоби и нас светлости ради жития твоего смиренномудрию поучитися, да тако живуще, мирный конец сподобимся прияти и Царствие Христа Сына Божия получити славными и милостивыми молитвами твоими. Аминь.