Канон «Плач Пресвятой Богородицы»

История возникновения канона

Богослужебные тексты, призванные передать скорбь Пресвятой Богородицы при распятии Иисуса Христа, известны в традиции Востока с IV века. В богослужениях годового круга канон «Плач Пресвятой Богородицы» занимает особое место и читается единственный раз в году, на повечерии Великой Пятницы Страстной седмицы. Подобные песнопения «засвидетельствованы в сирийской  традиции, и есть основания считать, что именно обычай древней Сирийской Церкви и дал начало подобному гимнотворчеству» (Н. А. Ганина).

Содержание Канона

Текст Канона состоит из 9 песней и 32 тропарей. Весь Канон является горестным плачем Богородицы. Она сетует на то, что все разбежались «страха ради иудейска» и рыдает, как это горько видеть. К девятой песне горечь страдания достигает своего апогея. Пресвятая Богородица говорит, что уже никогда не сможет больше радоваться. Вся динамика Канона выстроена в устремлении к одному тропарю: восемь с половиной песен – плач Матери Божией, а в конце, в предпоследнем тропаре звучит ответ, к Ней обращенный, втайне сказанный Ей Самим Господом. Поэтому последний тропарь Канона – совсем другой, это уже не горечь, не рыдания, а рождающаяся надежда от слов Распятого на Кресте и Живого Бога-Слова, поведавшего Своей Матери о скором Воскресении. На что Пречистая Богородица молитвенно произнесла: «Воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас».
Чтение тропарей Канона – игуменья Ксения (Зайцева), регент хора.

История раскрытия древней нотации Канона

Профессор Анатолий Викторович Конотоп поделился историей работы над певческой расшифровкой Канона: «В одном из древлехранилищ Москвы мы обнаружили рукопись неизвестного русского композитора ХVII века, единственного в мире музыканта, решившего распеть уникальное поэтическое творение прославленного византийского писателя Х столетия Симеона Логофета». При посещении нашего монастыря он рассказывал: «Певческое искусство, в контексте исторического события, самое ранимое. Если оно предается забвению или исчезает по другим драматическим причинам, то как его восстановить, если традиция прервана? Восстановить иконографию мы сможем, остаются образцы. Чтобы восстановить шитье, архитектуру, есть образцы визуальные. Но певческое искусство ХVI века не оставило никаких теоретических руководств, как его расшифровать. Видимо, считалось нецелесообразным записывать теоретические пособия, их просто не существовало».
Каждый специалист ищет малейшую возможность понимания звукоряда того времени. В чем-то профессору Конотопу помогло изучение акустического пространства храмов ХVII века; специфическое по звучанию, оно предполагало небольшое количество хористов. Но была и помощь свыше. В начавшейся с нашим хором работе по записи диска была явлена особая помощь Божия, казалось бы, в непреодолимом затруднении.

Репетиции (спевки хора СТНГ)

 

Анатолий Викторович, профессор и автор нотной дешифровки Канона, услышав монастырский хор во время богослужения, предложил попробовать исполнить Канон, утверждая, что даже слышит, как проникновенно он может прозвучать в исполнении нашего хора. Некоторое время мы колебались, но втянулись в работу. Великим постом после вечернего богослужения начинались репетиции, и день за днем перед хором раскрывалась особая самобытность гармонического распева древней певческой традиции. Но как-то раз мы столкнулись с тем, что один из аккордов в тропаре Канона оказался «неподдающимся», никакие усилия не помогали понять, как исполнить этот непонятный переход от одного аккорда к другому. Ответ пришел как Божие вразумление. Анатолий Викторович в тонком сне увидел составителя Канона, который сказал: «Я – распевщик». Это стало ключевым словом для понимания. Композитор и распевщик – полярные понятия. Композитор является сочинителем партесной музыки, а распевщик – творец одноголосного распева. Сразу стало ясно: русские распевщики в ХVII веке находились в традиции одноголосия, но ощущали, что грядет новая стилистика – многоголосная. Значит, для разучивания нельзя использовать привычный метод многоголосия. В этом пограничном произведении каждый голос нужно исполнять самостоятельно, как знаменный распев. Партесному пению это чуждо, аккорды выстраиваются вертикально, что мы и пытались исполнить, по привычке воспринимая произведение в линейной нотации. Теперь сестры поняли новую задачу, и каждая партия стала вести свою мелодическую линию, как бы не обращая внимания на выстраивание аккордов и на другие партии. Только тогда получилось спокойно пропеть трудный переход.
Анатолий Викторович говорил: «Я восхищаюсь шедевром древнерусского певческого искусства». По свидетельству специалистов, звуковое решение Канона является гениальным произведением. Говоря о красоте древних распевов, Анатолий Викторович добавлял: «Это певческие иконы. Разве иконы могут устареть? Поэтому к реставрации певческих святынь нужно относиться с особой ответственностью и молитвой. Где-то в море звуков бывает маленькая нотка, а она – инкрустация всего фрагмента. Она суммирует последний слог, подчеркивая какую-то мысль. Вот так сотканы все распевы».

Исполнение канона

Хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря исполняет Канон «Плач Пресвятой Богородицы» в Великую Пятницу на повечерии каждый год.
Чтение тропарей Канона – игуменья Ксения (Зайцева), регент хора.
Большое впечатление исполнение Канона произвело в школе драматического искусства в театре Анатолия Васильева в Москве. Запись диска была осуществлена в студии звукозаписи монастыря в 2006-м г.