«Плач Пресвятой Богородицы»

История возникновения канона

Богослужебные тексты, призванные передать скорбь Пресвятой Богородицы при Распятии Иисуса Христа, известны в традиции Востока с IV века. В Боголужениях годового круга канон «Плач Пресвятой Богородицы» занимает особое место и читается единственный раз в году, на повечерии Великой Пятницы Страсной Седмицы. Подобные песнопения «засвидетельствованы в сирийской  традиции и есть основания считать, что именно обычай древней Сирийской Церкви и дали начало подобному гимнотворчеству» (Н. А. Ганина).

Содержание Канона

Текст Канона состоит из 9 песней и 32 тропарей. Весь Канон является горестным Плачем Богородицы. Она сетует на то, что все разбежались «страха ради иудейска» и рыдает, как это горько видеть. К девятой песне горечь страдания достигают своего апогея. Пресвятая Богородица говорит, что уже никогда не сможет больше радоваться. Вся динамика Канона выстроена в устремлении к одному тропарю: восемь с половиной песен плач Матери Божией, а в конце, в предпоследнем тропаре звучит ответ, к Ней обращенный, втайне сказанный Ей Самим Господом. Поэтому последний тропарь Канона – совсем другой, это уже не горечь, не рыдания, а рождающаяся надежда от слов Распятого на Кресте и Живого Бога-Слова, поведавшего Своей Матери о скором Воскресении. На что Пречистая Богородица молитвенно произнесла: «Воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас».

Регент хора, чтение тропарей канона - игумения Ксения (Зайцева).

История раскрытия древней нотации Канона

Профессор Анатолий Викторович Конотоп поделился историей работы над певческой расшифровкой Канона: «В одном из древлехранилищ Москвы мы обнаружили рукопись неизвестного русского композитора ХVII, единственного в мире музыканта, решившего распеть уникальное поэтическое творение прославленного византийского писателя Х столетия Симеона Логофета”. Посетив наш монастырь, он рассказывал: “Певческое искусство, в контексте исторического события, самое ранимое. Если оно предается забвению или исчезает по другим драматическим причинам, то как его восстановить, если традиция прервана? Восстановить иконографию мы сможем, остаются образцы. Чтобы восстановить шитье, архитектуру – есть образцы визуальные. Но певческое искусство в ХVI веке не оставило никаких теоретических руководств, как его расшифровать. Видимо, считалось нецелесообразным записывать теоретические пособия, их просто не существовало». 
Каждый специалист ищет малейшую возможность понимания звукоряда того времени. В чем-то профессору Конотопу помогло изучение акустического пространства храмов ХVII века, оно специфическое по звучанию и предполагало небольшое количество хористов. Но была и помощь свыше. В начавшейся работе с нашим хором для записи диска, была явлена особая помощь Божия, казалось бы, в непреодолимом затруднении.

Репетиции (спевки хора СТНГ)

 

Анатолий Викторович, профессор и автор нотной дешифровки Канона, услышав наш хор во время Богослужения, предложил попробовать исполнить Канон, уговаривая, что “он даже слышит, как проникновенно может прозвучать Канон в исполнении хора монастыря”. Некоторое время мы колебались, но втянулись в работу. Великим Постом после вечернего Богослужения начинались репетиции, и день за днем перед хором раскрывалась особая самобытность гармонического распева древней певческой традиции. Но однажды, в одном из тропарей Канона один аккорд оказался непредсказумым, никакие усилия не помогали понять, как исполнить этот переход с одного аккорда на другой. Ответ пришел как Божие вразумление. Анатолий Викторович в тонком сне увидел составителя Канона, который сказал: «я – распевщик”. Это явилось ключевым словом. Композитор и распевщик – полярные понятия. Композитор является сочинителем партесной музыки, а распевщик – творец одноголосного распева. Сразу стало ясно. Русские распевщики в ХVII в. находились в традиции одноголосия, но ощущали, что грядет новая стилистика многоголосия. Значит, для разучивания нельзя использовать традиционный метод многоголосия. В этом пограничном произведении каждый голос нужно исполнять самостоятельно, как знаменный распев. Для партесного пения это чуждо, аккорды выстраиваются вертикально, что и мы пытались исполнить как привычное понимание произведения в линейной нотации. Теперь сестры поняли задачу и каждая партия стала вести свою мелодическую линию, как бы не обращая внимания на выстраивание аккордов и на другие партии, и спокойно пропели трудный переход.  
Анатолий Викторович говорил: «Я восхищаюсь шедевром древнерусского певческого искусства». По свидетельству специалистов звуковое решение Канона является гениальным произведением. Говоря о красоте древних распевов, Анатолий Викторович добавил: «Это певческие иконы. Разве иконы могут устареть? Поэтому к реставрации певческих святынь нужно относиться с особой ответственнотью и молитвой. Где-то в море звуков бывает маленькая нотка, а она – инкрустация всего фрагмента. Она суммирует последний слог, подчеркивая какую-то мысль. Вот так сотканы все распевы».

Исполнение канона

Хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря исполняет Канон Плач Пресвятой Богородицы в Великую Пятницу на повечерии каждый год.

Регент хора, чтение тропарей канона - игумения Ксения (Зайцева).
Большое впечатление исполнение Канона произвело в школе драматического искусства в театре Анатолия Васильева в Москве. Запись диска была осуществлена в студии звукозаписи монастыря в 2006 г.