Хоровое пение, как «богословие в звуке», является свидетельством пришествия Христова на землю. Монастырский хор, исполняя клиросное послушание, наполняет богослужебные тексты певческим образом Света Христова, Пасхальной радости. Особенность хорового звучания в нашем монастыре связана со школой монастырского пения, созданной архимандритом Матфеем (Мормылем), главным регентом Троице-Сергиевой лавры, профессором Московской духовной академии и семинарии. Еще студентами регентского класса мы заслушивались знаменитым и неповторимым «матфеевским» читком, через который входила в душу особая упорядоченность и внутреннее согласие с ней. «Молитвенное пение, распевность – какой необыкновенный мир», – говорил о. Матфей. Стихия обиходного пения, поразившая его в Почаеве еще в юности, войдет с ним в академическую школу. С поступлением о. Матфея в Троице-Сергиеву лавру, в будни и праздники мужской и смешанный хор будет звучать особенно, с апостольской убедительностью и силой выражения.

В осенние дни 1988-го г., когда благословением владыки Ювеналия первая группа сестер приехала в Коломну, а все храмы монастыря были еще разрушены и закрыты, мы читали только Псалтирь и Евангелие в домике приютившего нас о. Василия (в постриге иеромонаха Петра). На первой службе (Сретение Господне 15 февраля 1989-го г.) уже пел небольшой хор, но составлен он был большею частью из трудников – тех, кого старец Наум прислал помогать расчищать «мерзость запустения». С этого дня было восстановлено богослужение в монастыре. На первую Пасху ночью пришло всего несколько человек, в Коломне была утрачена традиция ночных богослужений великих праздников. После лаврского Пасхального торжества видеть такое оскудение было невыносимо горько. Таким было начало.

 

Архимандрит Матфей и обучение нашего хора

Среди ежедневных послушаний участие в хоровых спевках и службах было самым «желанным» делом. Выстроить партии в архитектонику аккорда совсем еще не умевших петь сестер было если и непросто, то и не совсем безнадежно. Так «слепился» громкозвучный хор, и архимандрит Матфей (Мормыль), спустя много лет как-то сказал о нашем исполнении: «Достойно!» Он помог нам понять, что поет весь человек – и затылком, и ступнями, и душой, и сердцем, и то, как ты поешь – это твоя «слава Богу!» Как выдающийся педагог, он находил такие образы, что мы начинали понимать объемность каждого слова. «Как вы проговариваете “свет”? Не теряйте согласную – “т” (свет). И “с” произносите не так», – батюшка задумался. «Матушки, знаете, как в магазине продавщица отмеривает материал? Отмерила, потом надрезала и раз! – рванула, так и вы исполняйте “свет” – рваните. “Свет во откровение” – с вкручиванием, каждый слог как вкручиваете, “свет во откровение языков!” В конце соберитесь и друг друга слушайте – мозжечок сделайте светлым, мозжечком нарисуйте свет! И пойте с чесночком!»

Архимандрит Матфей и издание нот

Говорили, что архимандрит Матфей не любил «делиться» нотами, и приводили разные аргументы, забывая об одном доводе: ноты были только рукописные, нотных книг не было. Электронная библиотека нот. Первый небольшой сборник был издан в 90-е, и вот его предыстория. 
Объединенный хор Троице-Сергиевой лавры, МДА и Семинарии под управлением о. Матфея пел на патриаршей службе в Серпуховском мужском монастыре, сестры были приглашены владыкой Ювеналием. После службы, ошеломленная впечатлением от первого до последнего звука, прошу: «Батюшка, вот бы издать ноты к архиерейской службе. Начать с “от Востокa Cолнца до Западa”, потом “облачение”». Батюшка подумал и говорит: «Tогда и “Милость мира” добавить и запричастный концерт», – и стал размышлять, что бы еще и каких композиторов. План был выстроен, и мы, счастливые, «полетели» с новым заданием: издаем ноты! Когда я принесла уже отпечатанный сборник, то, как говорят, лед тронулся. Теперь каждая встреча с батюшкой подразумевала тщательную проработку следующего сборника. Мы часами сидели в проходной, батюшка продумывал, спрашивал, дополнял, менял – и так до тех пор, пока не выстраивался принятый им состав сборника. Переложение на ноты стихир, антифонов и седальнов, которые, согласно лаврскому Уставу, не читаются в Великий пост, а пропеваются, батюшка обозначил как «свое приношение к 2000-летию Христианства». Сестры монастыря подготовили компьютерный набор и макет нотных сборников, а о. Матфей подшучивал: «Матушки Компьютерины, как дела?»