Свидетельствовать о бессмертной душе человека, приучать воспитанников к труду и преодолению трудностей как важнейшим жизненным навыкам

История и задачи школ при монастырях

История воспитания детей при монастырях. 
Уже в Ветхом завете Господь определяет родителям рассказывать детям о спасении еврейского народа из Египетского плена, о Промысле Божием и чудесах во время совершения Пасхи. В Евангелие Господь говорит апостолам «пустите детей приходить ко Мне». Апостолы Христовы продолжали дело проповеди и учения Иисуса Христа в мире, согласно Его повелениям «идите, научите все народы» и «проповедуйте Евангелие всей твари», и стали первыми христианскими аскетами, согласно словам Спасителя «все… продай и раздай… и следуй за Мною» и «кто может вместить, да вместит». Мужи апостольские и первые христиане подражали в подвигах святым апостолам.  Именно в первохристианской общине, зародилось зерно будущей монашеской общины. Преподобный Пахомий Великий, основатель одного из крупнейших монашеских общежитий, в качестве образца для своих общин рассматривал Иерусалимскую апостольскую общину. Главным и единственным, в собственном смысле этого слова, Уставом монашеского жития всегда было Святое Евангелие. 

Первые монастырские школы

Православное монашество с древних времен обращало внимание на воспитание и образование детей и юношества. Первые монастырские школы известны уже в IV веке в Египте в монастырях преподобного Пахомия Великого († 348). «Цель воспитания их была не единственно та, чтобы они были потом монахами, хотя и это могло быть; но чтобы воспитать их в страхе Божием и истинном благочестии». Учили грамоте письму и рукоделию. «Они жили внутри монастыря и имели особый дом, и конечно, особого смотрителя и наставников». 
В это же время были организованы школы в монастырях святителя Василия Великого († 379). Эти школы были предназначены для детей разных судеб, разных возрастов и сословий. Святитель Василий Великий в первую очередь говорит о принятии в такие школы детей-сирот, «чтобы в подражание Иову быть отцами сирот», а затем упоминает тех детей, которые «зависят от воли родителей… которых сами родители приводят». 
В Антиохии христианские школы для детей существовали с IV века, и большей частью это были школы, устроенные преподобными отцами-отшельниками. Известно, что в ней учился, а затем «был наставником преподобный Ефрем Сирин» († 373–379). Позже святой Ефрем открыл подобную школу в Едессе, где учил детей толкованию Священного Писания. В начале VI века преподобный Равула Самосатский, Финикийский († 530) построил несколько монастырей и училище для детей в Едессе, в котором «дети из соседних городов и селений, а также обращенные ко Христу персы, под руководством иноков изучали Таинства святой веры и правила христианской жизни и потом посылались на проповедь Евангелия к язычникам». 
В IX веке святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, основали школы для детей в Моравии и Болгарии. Эти школы продолжили существование и после смерти равноапостольных братьев, а их ученики, святые Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр стали продолжателями своих учителей в трудах просвещения. 
В XI веке монастырская школа появилась на Афоне, трудами известного грузинского святого, преподобного Георгия Cвятогорца († 1065), духовного писателя, переводчика, филолога и текстолога. 
Женский «училищный монастырь» 
Первые сведения об обучении детей при монастырях на Руси относятся к XI веку, когда в Киеве великим князем Владимиром были устроены мужской и женский «училищные монастыри», а в 1086 году при киевском женском Андреевском-Янчином монастыре внучка Владимира Мономаха преподобная Анна Всеволодовна († 1112) открыла девичье училище – первое в истории Руси и Европы женское монастырское училище. «Собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят». Другая великая русская святая преподобная Евфросиния Полоцкая († 1173) при открытом ей же девичьем Спасо-Преображенском монастыре организовала женскую школу. 
В древних монастырских школах обычно учились дети одного пола, пол зависел от монастыря, при котором эта школа существовала.  
  
Первые пять-шесть лет жизни имеют огромное значение в становлении личности ребенка. В этот период душа ребенка открыта впечатлениям и ничем не защищена. 
Ф. М. Достоевский считал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, которые ребенок приобретает в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу». 

Газета "Камешки"