Земский путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

 

21 апреля 2007 года в Коломне, в зале конференций Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря прошла Медицинская конференция, посвященная 130-летию со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Тема вызвала большой интерес, поэтому зал был полон. С приветственным словом обратилась настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря матушка игумения Ксения. Она представила московских врачей. Разноплановые доклады по актуальным вопросам медицины были объединены общей темой – примером врачебного подвига Святителя Луки. Организаторами Конференции стали Православное медицинское общество г.Коломны в честь святой блаженной Ксении Петербургской, Московское общество православных врачей, кафедра детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Приехали в Коломну известные специалисты: профессор Наталья Анатольевна Геппе, заведующая кафедрой детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова; профессор Института педиатрии, главный детский аллерголог Российской Федерации Вера Афанасьевна Ревякина; профессор Галина Афанасьевна Лысина, председатель Московского общества педиатров; кандидат медицинских наук Наталья Геннадьевна Машукова.

 

Доклад  к.м.н.Н.Г. Машуковой, Московское Общество Православных врачей

Архиепископ Лука (в миру — Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля ст. с. (10 мая по н.с.) 1877 года. И в эти юбилейные дни, вспоминая все, что
мы знаем о Святителе Луке, невольно в очередной раз задумаешься о многогранности его личности. Затрудняешься сказать, кем он был в первую очередь: выдающимся хирургом, положившим начало принципиально новым направлениям в науке, святым мучеником, ревностно стоявшим за истину Божию, пламенным проповедником Церкви Христовой (более 1250 проповедей!), философом, так органично примирившим понятия «науки» и «религии», богословом, написавшем в годы воинствующего атеизма труд «Дух, душа и тело», или земским врачом, самоотверженно служащим простому человеку....
При этом сам Святитель еще в начале своего жизненного пути, имея выдающийся дар рисования, отказался от карьеры художника и решил стать врачом: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».
После блестящего окончания института он, к удивлению однокурсников, отказывается от научной карьеры, объясняя, что «изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».
Период земского служения Войно-Ясенецкого начался в 1905 году, когда он вернулся с русско-японской войны, где заведовал хирургическим отделением передвижного госпиталя. Ардатов, Любаж, Фатеж, Саратовская губерния, Переяславль-Залесский…. 
Для того, чтобы понять, что значило в те годы быть земским врачом, обратимся подробнее к периоду жизни Войно-Ясенецкого в Курской губернии.
Фатеж – сегодня самый маленький город мира (по данным книги рекордов Гиннеса) стоит на трассе Москва-Симферополь. А в 1905 году, когда в него приехал земский врач Войно-Ясенецкий, он был богатым купеческим городом со своей земской больницей, в состав которой входили участковые больницы в различных селах.
Вот в такую заброшенную и неукомплектованную участковую больницу в поселке Верхний Любаж и попадает начинающий врач. Свидетельства заброшенности участка находим в документах: «по В-Любажскому участку ведомостей не представлено, за неправильным функционированием амбулатории, вследствие неустройства еще участка, как в отношении обстановки, так инструментов и лекарств».
«Из заразных болезней отмечаются... по В-Любажскому участку – тиф брюшной, корь и оспа. Дифтерия и тиф разных форм существуют в небольшом распространении».
Сохранившийся до наших дней журнал Фатежского Санитарного Совета свидетельствует о начале работы Святителя в Любаже: на борьбу с бушевавшей эпидемией предложили в помощь студентов, но... «...Врач Войно-Ясенецкий заявил, что наблюдение за эпидемиями
(тифа и натуральной оспы) в Н.Реуте и Желани он берет на себя...» Так началась работа Святителя участковым врачом.
Популярность молодого врача была столь велика, что Валентин Феликсович был вынужден обратиться к начальству: «Врач Ясенецкий- Войно просил указаний, как вести ему прием больных при большом их наплыве (далеко за 100 человек), когда прием у него занимает целый день, и нет возможности выезжать к больным на дом. По мнению врача, ограничение приема до 60 человек и приглашение 3-го фельдшера – единственная возможность управиться с делами. Санитарный Совет согласился, но постановил, что ограничение, прежде всего, должно распространяться на иногороднее население, и что тяжелые больные не должны подвергаться ограничению».
Интересно, что проблема времени, которое вынужден врач тратить на заполнение медицинской документации, существовала и 100 лет назад: «Врач Ясенецкий-Войно возбудил вопрос о том, можно ли, в виду обилия работы, не вести амбулаторный журнал, а писать одни карточки...
Председатель Ф.А. Полторацкий на это возразил, что желательно бы ведение и журнала и карточек...»
Согласно записям Санитарного Совета, в обязанности Войно-Ясенецкого, кроме непомерной лечебной работы входили регулярные отчеты, страхование земских служащих, постройка заразных бараков в сельских больницах, посещение школ, устройстве бань при медицинских участках, и даже открытие первых детских яслей в уезде!!!
Не возможно осмыслить, как при такой рутинной загруженности на участке, Валентин Феликсович широко и многопрофильно оперировал, не имея при этом даже операционной: « ...в маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской». При этом профиль операций, согласно сохранившимся документам был широчайшим: травматология,
акушерство, онкология, офтальмология: «Вспоминаю курьезный случай, когда молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя
друг друга за палки и чая исцеления».
При такой многоплановой работе, приходилось оказывать постоянную экстренную помощь: «Заслуживает упоминания и моя первая трахеотомия, сделанная в совершенно исключительных условиях. Я приехал для осмотра земской школы в недалекую от Любажа деревню... Неожиданно прибежала в школу девочка, неся в руках задыхающегося ребенка. Он поперхнулся кусочком сахара... У меня был только перочинный ножик, немного ваты и немного раствора сулемы. Тем не менее, я решил сделать трахеотомию и попросил учительницу помочь мне, но она, закрыв глаза, убежала. Немного
храбрее оказалась старуха уборщица, но и она оставила меня одного, когда я приступил к операции.
Я положил спеленатого ребенка к себе на колени и быстро сделал трахеотомию, протекшую как нельзя лучше, вместо трахеотомической трубки я ввел гусиное перо, заранее приготовленное старухой...»
Поражает, что в этот период земского напряженного труда, Войно- Ясенецкий, продолжает совершенствоваться в науке, строит и осуществляет свои первые исследования: «В это время вышла первым изданием книга профессора Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». Я с жадностью прочел ее... у меня возник живой интерес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей
заняться разработкой новых методов ее». «В Любаже мне встретилось несколько редких и весьма интересных хирургических случаев, и о них я там же записал две мои первые статьи: «Элефантиаз лица, плексиформная неврома» и другую – «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли».
Не удивительно, что столь интенсивная нагрузка, которую нес молодой врач во благо своих пациентов, отразилась на его здоровье: «Чрезмерная слава сделало мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приехавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил»
К этому времени выдающийся талант хирурга был отмечен, и Войно-Ясенецкого переводят хирургом в уездную больницу. За этот короткий период работы в В. Любаже и Фатеже хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий выполнил более 1 500 сложных операций, не считая хирургических вмешательств во время амбулаторных приемов.
Закончился курский период земского пути Святителя, как ни странно, «благодаря» любви и уважению, которые он снискал у простого народа: «Земской управой я был переведен в уездную Фатежскую больницу, но и там недолго пришлось мне поработать. Председатель земуправы... Батезетул счел меня революционером за то, что я не отправился немедленно, оставив все дела, к заболевшему исправнику, и постановлением управы я был уволен со службы. Это, однако, не обошлось благополучно. В базарный день один из вылеченных мной слепых влез на бочку, произнес зажигательную речь по поводу моего увольнения, и под его предводительством толпа народа пошла громить земскую управу... Мне, конечно же, пришлось уехать из Фатежа».
Фатежский период длился неполных три года, а потом еще 10 лет работы земским врачом – самоотверженного служения своему народу...
Только голые факты биографии и архивных документов... Все это свидетельства цельности, чистоты помыслов и силы личности Святителя, которые дополняют хорошо известные факты его мученичества, несения креста архиерейского служения
гонимой Церкви.
Отрадно, что память о земском подвиге Святителя, бережно сохраняется в тех местах, где он работал. Это воплощается в памятники, конференции, крестные ходы...
Так, в Фатеже в сентябре прошлого года была отреставрирована старая земская больница, а операционная, где работал Святитель, стала молельной комнатой. На здании больницы открыт бронзовый горельеф иконы Святителя, а больница удостоена его высокого имени.
Теперь на месте старого разрушенного храма на трассе Москва- Симферополь Курским
землячеством города Москвы возведен поклонный крест. На оборотной стороне креста
написано: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Эти слова Святителя Луки каждое утро встречают детей по дороге в школу в самом маленьком городе мира...


Нравственные и медицинские аспекты в профилактике ВИЧ.
Выступление на Конференции профессора, заведующей кафедрой детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Натальи Анатольевны Геппе. Большой интерес вызвал также и фильм о диагностике ВИЧ-инфекции, который прокомментировала Наталья Анатольевна. 

ВИЧ-инфицирование от матери к ребенку составляет 90 % случаев. Что мы знаем сегодня о ВИЧ-инфекции?
Это заболевание – наш современник. Как нозология оно установлено в 1981 году, когда выяснили, что это за вирус, как передается, кого поражает в ближайшие 2-3 года, диагноз стали устанавливать и у детей. Сегодня ВИЧ-инфекция – это всеземная эпидемия, нет страны, где бы не было диагностировано это заболевание. И, к сожалению, эта инфекция с летальным исходом. 
Известно, что сегодня 33 миллиона людей инфицировано. Это те, кто обратился, а сколько еще не обратившихся. Половина инфицированных - женщины детородного возраста. Это те, кто может родить, но имеется риск передачи инфекции. В мире инфицируется более 1600 детей в год.
Сам вирус составляет около 100 миллимикрон. Проникает в клетку, использует ее генетический материал для собственного воспроизведения. Происходит гибель клеток хозяина, и, в  первую очередь, иммунокомпетентных клеток, что приводит к иммунодефициту, когда человек становится незащищенным против любой инфекции.
Существует 2 вида –ВИЧ-1 и ВИЧ-2.
В России за период эпидемии с 1985 года было 3 вспышки ВИЧ-инфекции в детских стационарах – в Волгограде, Элисте, Ростове-на Дону, которые привлекли большое внимание медиков.
Около 100 000 ВИЧ-инфицированных –женщины. За последние 5 лет принято
 26 370 родов у ВИЧ-инфицированных женщин. При рождении диагноз ребенка сразу не ставится. Дается «декретированный» срок - 18 месяцев, в который исключается или подтверждается диагноз, так как антитела могут передаться ребенку от матери. Диагноз формулируется как «перинатальный контакт с ВИЧ-инфекцией».
Для нас важна профилактика социального сиротства детей, которые рождаются от этих женщин. Мы говорим об этом для того, чтобы самим грамотно понимать проблему отношения к ним, чтобы не было явной стигматизации отверженности этих женщин, которые оказались ВИЧ-инфицированными. Чтобы они не чувствовали себя одинокими. И мы всеми возможными имеющимися у нас средствами помогали этим женщинам сохранить их материнство, чтобы мама не отказалась от ребенка.
Известно, что путь передачи ВИЧ-инфекции – половой, при употреблении наркотиков в группе - через шприцы. Есть еще вертикальный путь передачи – от инфицированной матери к плоду. Различают три периода возможного заражения. 1.внутриутробно, трансплацентарно. 2. во время родов, при прохождении через родовые пути – особенно опасный период.3.при грудном вскармливании через молоко матери. Это единственный случай, когда грудное вскармливание противопоказано для ребенка. В Москве зарегистрировано 2 случая ифицирования при переливании детям по жизненным показаниям крови от инфицированного больного.
Мы, православные врачи, объединяемся для того, чтобы набраться сил не только, чтобы поддерживать друг друга, но и помочь другим. Особое место занимает асоциальная группа юношей и подростков. Нужно максимально приблизить эту молодежь к здоровому образу жизни, к Церкви, к пониманию души, зачем человек пришел в эту жизнь и как он должен здесь реализоваться. Для того, чтобы они поняли,  как они должны себя вести, чтобы в будущем стать родителями здорового ребенка.
Есть случаи, когда порой молодая мать в поисках очередной дозы наркотиков, бросает в роддоме ребенка и убегает. Все это должно находится в нашем поле зрения.
Какова профилактика инфицирования ребенка. Если мать заражена ВИЧ? Один из возможных путей – назначение химиопрофилактики для снижения вирусной нагрузки, что снижает риск внутриутробной передачи. Исключение самостоятельных родов (оперативное родоразрешение путем кесарева сечения), для предотвращения заражения в родах.
Сотрудники кафедры детских болезней в течение прошлого года с образовательным проектом по ВИЧ работали в 16 регионах страны. Оказалось, что в своем большинстве медики не знают этой проблемы. Есть только страх перед словом ВИЧ, есть желание отгородиться от этих пациентов, не сталкиваться с ними, стараться, чтобы нас это не коснулось.
Сегодня это невозможно. Каждый из нас может инфицироваться совершенно случайным путем.
Почему мы относимся спокойно к герпетической инфекции, гепатиту С, В, являющимися не менее опасными в эпидемическом отношении, опасными в отношении угрозы жизни заболеваниями. И до сих пор в отношении ВИЧ -инфекции замкнутое  отношение, желание отторгнуть эту проблему, чтобы она оказалась вне нас.
Как относится к тому, что ВИЧ инфицированная женщина забеременела? Еще несколько лет назад это было противопоказано. Многие врачи читают до сих пор, что женщина должна отказаться от ребенка в связи с риском передачи ВИЧ-инфекции.
Сегодня мы должны понимать, что это не так. Мы видим, что 
•    ВИЧ не оказывает влияния на развитие плода;
•    ВИЧ не оказывает на исход или какие-либо осложнения;
•    Здоровые дети, рожденные от ВИЧ-инфицированной матери по физическому развитию не отличаются от других детей.
Нужно отметить, что диагноз ВИЧ-инфекции поставить достаточно сложно. Симптомы неспецифичны. Они очень похожи на грипп, любую инфекцию. Это лихорадка, увеличение лимфоузлов, плохой аппетит, плохое самочувствие, потеря веса, какие-то высыпания, как при моонуклеозе или гриппоподобном синдроме.
Но все же, у детей есть симптомы, позволяющие заподозрить ВИЧ-инфекцию.
•    Задержка внутриутробного развития, хотя педиатры скажут, что есть и другие причины этого.
•    Персистирующие инфекции – интеркуррентные (грибковые, пневмоцистные). Пневмоцистные инфекции- маркер иммунодефицита.
•    Тяжелая диарея.
•    У детей более старшего возраста – длительная лихорадка, когда мы мы исключаем другие этиологические факторы.
•    Реакция ретикулярно-эндотелиальной системы (гепато-спленомегалия, лимфоаденит).
•    Изменение в массе и росте (особенно в росте) тела.
•    Рецидивирующие инфекции являются причиной ухудшения состояния у больных с иммунодефицитом.
Серопоказатели в крови ребенка меняются в период между 7 и 90 днями после рождения ребенка.

Концепция Православной Церкви не рассматривает болезнь и страдание как расплату за грехи. Поэтому, если что-то случилось с нашими пациентами, то мы не должны считать, что это ему дано за то, что «ты курил, ты маме нагрубил, ты что-то там сделал и поэтому ты получил это заболевание»
Святые Отцы не считают возможным установить однозначную связь с тем или иным личным грехом человека.
Святитель Филарет Московский писал: «Кто может измерить глубину и исследовать пути Божиих судеб. Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь – вывеской греховности».
Мы в обычной жизни говорим о том, что может помочь снизить риск ВИЧ-инфекции.
Безусловно, нужно изменить поведение человека, изменить жизнь. Даже те, кто курит или принимает наркотики под влиянием лечения, обсуждения и знаний могут изменить свое поведение.
Если женщина ВИЧ-инфицирована и должна родить, нужно, чтобы у нее зарождались материнские чувства. Она родит в обычном роддоме, в отдельной специализированной палате. Она конечно должна находиться со своим ребенком, чтобы обнять его, поцеловать, испытать всплеск материнских чувств, чтобы не бросит этого малыша в роддоме, а забрать его и воспитать.
Вспомним слова святителя Луки, что «забота о том, что доверие или не доверие к врачу глубоко определяет исход болезни». И от нас с вами будет зависеть то, как мы будем вести наших пациентов.
 

Проблема грудного вскармливания

На Медицинской конференции посвященной 130-летию со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 21 апреля 2007 года прозвучал доклад профессора Института педиатрии, главного детского аллерголога Российской Федерации Веры Афанасьевны Ревякиной
Дети, вскормленные грудным молоком, в последующем более интеллектуально развиты, меньше страдают аллергическими, сердечнососудистыми и другими заболеваниями,
более крепкие физически по сравнению с детьми, выросшими на смесях.
Этой проблеме надо уделять особое внимание.
Хочется привести слова Старца Паисия Святогорца «Питаясь от груди, младенцы
впитывают в себя не только молоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером“.
Для сравнения: в 1926 году в Москве 98% детей до года вскармливались грудью; в 2004 году только 30-48 % детей находились на грудном вскармливании до 3-х месяцев.
Основные ошибки грубого вмешательства в естественный процесс лактации:
• Позднее прикладывание к груди.
• Кормление строго по расписанию, а не по естественной потребности малыша.
• Дать соску, чтобы «успокоить» плачущего от голода младенца в ожидании очередного кормления.
• Напоить ребенка водой (ребенок на естественном вскармливании не требует дополнительного «допаивания» в виде воды).
Наиболее распространенные мифы о лактации
Миф № 1 Большинство современных женщин не способны к лактации.
• Доказано, что физиологически современные женщины лишь в 5% случаев имеют истинную причину, по которой невозможно грудное вскармливание (первичную гипогалактию).
Миф № 2: Современные детские смеси полностью заменяют материнское молоко, а по ряду показателей даже лучше.
• Грудные смеси – вынужденная мера, к которой надо прибегать в тех редких случаях, когда полностью отсутствует возможность грудного вскармливания.
• Аналогов грудного молока не существует!
• Большинство современных смесей содержат около 40 компонентов, в то время как молоко матери – 400 (регуляторы роста ребенка, необходимые гормоны, иммунные защитные факторы, витамины, ферменты).
• Женское молоко – всегда свежий, стерильный продукт оптимальной температуры, готовый к употреблению, который не требует дополнительных финансовых затрат.
Миф № 3: Грудное вскармливание ведет к полноте и портит фигуру женщины, негативно влияет на здоровье матери
• Естественный процесс нормализации веса наступает на 6- 9 месяце грудного вскармливания.
• Женщины, кормящие полтора года и более возвращаются к идеальной фигуре, лишенной избыточного запаса жира.
• Часто раннее прекращение лактации приводит к избыточной полноте (основа для поддержания данного мифа).
Необходимо возрождение традиционной «культуры материнства в России»:
1.Нормальная практика до революции – грудное вскармливание до 3-4 лет, сейчас ВОЗ рекомендует грудное вскармливание хотя бы до 2-х лет.
2.«Школой будущего материнства» для девочек была полноценная многодетная родительская семья.
Не мешать реализации материнской любви!
Программа ВОЗ и ЮНИСЕФ “Больница, доброжелательная к ребенку” или “Десять принципов успешного грудного вскармливания”:
• Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.
• Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления правил грудного вскармливания. Если у матери нет грудного молока, то ранняя дача обычной молочной смеси – фактор риска развития аллергического заболевания.
Надо дать обычную воду, а потом перейти на гипоаллергенную смесь.
• Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
• Помогать матерям начинать грудное кормление в течение первого получаса после родов.
• Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если
они временно отделены от своих детей.
• Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
• Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом, в одной палате.
• Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по
расписанию.
• Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и пр.)
• Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы. В Москве сейчас имеются
организации, занимающиеся с кормящими матерями.
Епископ Варнава (Беляев) («Основы искусства святости») говорил: «Кормление грудью – первая и важная обязанность молодой матери-христианки в отношении новорожденного. И исполнять ее она должна сама, подражая в этом великим библейским женам Сарре, Анне – пророчице – матери пророка Моисея и другим (Быт.21, 7-8, Цар.1, 22-24,
Исх.2, 7-9, Фес, 2, 7) Причем, аскетизм, со своей стороны, должен указать на крайнюю необходимость для кормящей матери соблюдать себя в удалении от всяких страстей сладострастия, печали, ибо на ребенка все это действует».
Как современны и прекрасны эти слова! Мы должны все время напоминать матерям об их материнском долге жертвовать собой, чтобы вырастить здорового малыша!
Перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой “Млекопитательница” молятся о благополучном вскармливании младенцев грудью.