Психическое и духовное развитие подростка

С докладом «Влияние ошибок родительского воспитания на психическое здоровье подростка» выступила психолог Людмила Владмировна Дубровская

Главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По ин-тенсивности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. И вместе с тем никакой другой социальный институт не мо-жет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 
У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 
Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального и психологического благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. Именно поэтому, первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Поэтому главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Случается, что слышу признания о том, что мать не любит своего ребёнка, бывает, что говорит это и в его присутствии. Что можно посоветовать? «Делай дела любви и Господь пошлёт любовь» (Ап. Павел). 
Многие родители ошибочно считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности. 
Дети и подростки часто спрашивают: «Ты меня любишь?». А некоторые родители, не понимая, какую психологическую угрозу они осуществляют, обещают больше не любить, если… 
Надо уяснить важную истину, что причиной любого нестроения всегда является отсутствие любви. Той, что «долготерпит, не завидует, не ищет выгоды». 
Также необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило - принятие ребёнка. Т.е. признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, не-похожесть на других, в том числе и на родителей, возможность быть не таким способным и красивым, как хотелось бы. И при этом, быть любимым. 
Изучение особенностей родителей, дети которых обнаруживали признаки психогенного развития личности, позволило выявить определённую закономерность и ошибки воспитания. Если, дети не чувствуют в родителях любовь, не находят опору и понимание, то более болезненно проходят кризисные моменты своей жизни и особенно подростковый кризис. Отмечено, что родители детей с признаками психического нездоровья, как правило, сами имеют комплекс своих личностных расстройств. 
Для них характерны следующие особенности характера
– сенситивность — повышенная эмоциональная ранимость; 
– склонность фиксироваться на травмирующих переживаниях, относить к себе любое неприятное событие; 
– неуверенность в себе; 
– тревожность — непереносимость ожидания, неизвестности; 
– внутренняя конфликтность — противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряжённость, проблемы самоконтроля; 
– эгоцентризм — сосредоточенность на своих переживаниях; 
– негибкость; 
– гиперсоциальность; 
– проблемы социально-психо- логической адаптации. 
Если мы не будем работать над собой, то наши проблемы отразятся на психике наших детей. 
«Детей можно не воспитывать, они все равно будут похожи на нас».