Психические заболевания с точки зрения православного психиатра

 

17 октября 2012 г. на заседании Общества православных врачей г.Коломны выступила Раиса Ахметовна Страхова, православный психиатр, работающая в течение 20 лет в Душепопечительском центре в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

В настоящее время многие психиатры считают, что психические заболевания являются духовными.
Святые свидетельствовали, что человек состоит из тела, души и Духа, и Дух является
главенствующим. Святая блаженная Матрона говорила: «Нет болезней психических,
все они духовные». Из поучений святителя Феофана Затворника следует: «Разум всегда ученик либо Божий, либо сатанин». Первым тварям Божиим – Ангелам – была дана заповедь Божия или Богоучережденный порядок, но была дана и свобода выбора. Первый из бесплотных не покорился этому распоряжению, возмутился против Бога и увлек за собой треть ангелов. Михаил Архангел остался верным, и за ним последовали ангелы за исключением падших. С тех пор Михаил Архангел страж славы Божией, а сатана богоборец и человекоубийца.
Ум наш законно называется «Царь в голове», только он есть Царь независимый. Разум
кичливый, отвергающий откровение Божие и проповедующий: «Не нужно мне откровение
Божие, сам все хочу знать и сам все узнаю», - есть разум богоборческий. Наличие такого
разума является признаком душевного заболевания - психического расстройства или предпосылкой к его развитию.
Интересные исследования были проведены в НИИ неврологии им. Бехтерева профессором В.Б.Слезиным. Он обнаружил, что у человека во время молитвы возникает «четвертое
фунциональное состояние мозга». До этого науке были известны лишь три состояния мозга: бодрствование, быстрый и медленный сон. Записывались электроэнцефалограммы у мо лящихся семинаристов духовной академии. Во время молитвы происходило урежение ритмов биотоков мозга. Наконец, остались только медленные Дельта-ритмы с частотой 2-3 герца. Такое состояние сознания у взрослого человека бывает во время «медленного сна», а в период бодрствования лишь у младенцев до двух месяцев. Профессор Слезин добавил, что вероятно слова Христа «будьте как младенцы и спасетесь» могут быть отнесены к состоянию мозга.
Картина ЭЭГ у усердно молившегося воспитанника духовной академии показывала полное отключение коры головного мозга, хотя он был в сознании.
После окончания молитвы ритм электрических импульсов коры вернулся к
обычным А и Б ритмам. Изучив состояние человека во время молитвы, исследователи сделали важный вывод. «Когда в жизни человека нет необходимого для него четвертого физиологического состояния мозга, нет молитвы, в мозге происходят негативные процессы.
Во время молитвы разрушаются патологические связи в мозге и организме в целом. Уходя от патологических образов, человек способствует своему выздоровлению. Он ощущает,
что мир бренен, временен, понимает истинные ценности, приходит к гармонии с Богом. Через молитву выздоравливают даже неоперабельные больные раком».
Это исследование говорит о том, что душа человека сосредоточена не в мозге, а совсем
в другом органе. В Священном Писании звучат слова Христа: «Сыне, дай мне твое сердце». Слова пророка Давида: «Приступит человек, и сердце глубоко». Апостол Петр называет сердце вместилищем души и ведущим органом человека. Спасение души и истинное исцеление духовно больного человека может быть только в общении и соединении его со Христом. Это общение совершается прежде всего в сердце.
Как же помочь духовно больному человеку обратиться ко Христу, т.е. выздороветь?
При невротических психосоматических расстройствах и психозах работа начинается
с установления доверительного контакта с больным, собирания психогенеза: выяснения
судьбы и характера близких родственников, истории формирования личности больного,
развития самого заболевания, квалификации статуса больного, установления предварительного диагноза, определения характера помощи.
Каково лечение этих заболеваний?
Если больной опасен для себя и для окружающих, его необходимо поместить в стационар. При любом регистре духовного неблагополучия необходимо назначение лечения:
от трав, дыхательной гимнастики, физио- и водолечения, изменения режима питания до
назначения нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов. «Лекарства – от Бога», – писал святой Феофан Затворник. Только духовный путь исцеления для больных с тяжелыми расстройствами психики, без применения медикаментов – большая редкость.
Благодаря приему лекарств, психика больного смягчается, он становится более доступным в общении. Святые отцы учили, что семья – это малая Церковь. Значит для лечения
больного желательно привлечение близких родственников, необходимо их воцерковление. Лечение одинокого больного несомненно более затруднительно.
Большинство духовных болезней принято относить к разряду хронических, поэтому
многие больные вынуждены принимать лекарственные препараты длительное время, а
то и всю жизнь. Но следует заметить, что даже острые психозы у верующих протекают в более мягкой форме, без высокой агрессивности, антисоциальной направленности, что позволяет лечащему врачу использовать более низкие дозы препаратов как для лечения, так и для поддерживающей терапии. Верующие пациенты имеют реальную возможность возвращения к труду и общественно-полезной деятельности.