Проблема утилизации человеческой жизни и биомедицинские технологии

В светском мире вызывает недоумение однозначно отрицательная и категоричная позиция РПЦ по отношению к вспомогательным репродуктивным технологиям. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждается: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются… все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию, намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов...» 
Четкая позиция Церкви связана с богословским пониманием противоестественности искусственной процедуры технического манипулирования зарождением жизни человека. В Заявлении Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О недопустимости признания Русской Православной Церковью методик ЭКО» говорится: «С точки зрения христианской антропологии человек – это духовно-телесное существо. Телесность в человеке персонализирована и одухотворена. Поэтому человеческая жизнь, во всех аспектах ее проявления, включая чадородие, всегда совершается в единстве ее духовно-телесной природы».  

Соотношение цели и средств как критерий моральности действия

 Определенность позиции «Основ  социальной концепции Русской Православной Церкви» связана так же и с осознанием недопустимости противоречия между благой целью рождения человека и средствами ее достижения. 
       Человеческие отношения всегда представляют собой сложное взаимодействие  мотивов,  намерений,  целей,  средств,  решений,  действий, последствий и оценок.  Из многообразия всевозможных действий, их целей и средств основное внимание в христианстве направлено на действия человека по отношению к другому человеку. И это связано с принципиальным пониманием достоинства человека, значение которого в свою очередь определяется сущностным статусом человека, созданного Богом по Его   Образу и Подобию. Именно эти христианские основания понимания достоинства человека приводят И. Канта к формулировке фундаментального морально-нравственного закона человеческой цивилизации в статусе «категорического императива»: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого  как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[1]
К сожалению, действующий медицинский порядок и стандарт процедуры искусственного оплодотворения, таким соответствием целей и средств их достижения не отличается.

Проблема утилизации. Приказ Минздрава России № 803н от 30.07.2020г.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации№ 803н от 31.07.2020г.  "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению"  мотивирован и определен благой целью деторождения.
Но, к сожалению, он одновременно включает  возможность рождения человека только через намеренное, сознательное и планируемое уничтожение других человеческих жизней. 
Технический порядок  такой процедуры  детально прописан в Приказе 803н МЗ РФ от 30.07.2020г. в Приложении 1 «Форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с применением вспомогательных репродуктивных технологий и искусственной инсеминации»: «Мои/Наши половые клетки/эмбрионы, оставшиеся после проведения программ ЭКО/ИКСИ/ИИ прошу (просим): 
•    криоконсервировать,
•    утилизировать,
•    донировать».
Важно раскрыть содержание данных понятий, чтобы понять позицию Церкви.
Криоконсерва́ция (от греч. κρύος — холод и лат. conservo — сохраняю) — это  низкотемпературное хранение живых биологических объектов с возможностью восстановления их биологических функций после размораживания. Такое средство хранения неизбежно предполагает возможность различных криоповреждений зачатой жизни и, естественно, неизбежное уничтожение эмбрионов человека при длительной их не востребованности.   
Термин “донация” означает донорство (от лат. donare - дарить). Донация эмбрионов - это один из видов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и предполагает использование замороженных эмбрионов как доноров. При этом уже готовые донорские эмбрионы размораживают и переносят в полость матки заказчицы, что не исключает их гибели на любой стадии развития. При этом заключается договор купли-продажи донорских эмбрионов человека, так как ЭКО с донацией не производится по программам ОМС. Таким образом по сути осуществляется купля-продажа человеческой жизни на ранних стадиях ее развития.
Понятие “утилизация” (от лат. utilis – полезный) означает  -  уничтожение или переработку отходов для дальнейшего полезного использования в промышленности или быту. В качестве классического  образца утилизации тел умерших людей является, например, законодательное разрешение в штатах Вашингтон и Колорадо в США превращать человеческие тела в компост.[2] Такая официальная регламентация упокоения почивших безусловно далека от традиций погребения усопших в светском современном обществе. Бесконечно далеки эти нормы и от чина  погребения христиан в нашей Православной Церкви, в которой до  конца V в. погребение верных было даже одним из центральных таинств Церкви.
Современная цивилизация умножает число почивших людей абортивными плодами и эмбрионами человека.  
Одной из форм современной утилизации является  дальнейшее полезное использование   эмбрионов человека в научных генетических исследованиях и экспериментах генной инженерии и т.п.[3]  О нерешенности и  актуальности проблемы утилизации эмбрионов человека в России свидетельствует принятый в мае 2021 г. Русской православной церковью документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», где говорится: « Недопустимы научные эксперименты с эмбрионами и их замораживание. Тот факт, что для тысяч эмбрионов возможность развития и жизни заменяется экспериментами и смертью, подрывает достоинство человека и нарушает право на жизнь».[4] 
«Польза» от погибших в технологиях и научных экспериментах эмбрионах и абортусов неизбежно оборачивается их уничтожением. В России по утвержденному регламенту СанПиНа утилизация биологических медицинских отходов (медицинские отходы Б класса) производится захоронением на специальных полигонах или сжиганием в печах.

Инициатива Межсоборного присутствия 2021 г. Сравнительный анализ позиций   Минздрава и Межсоборного присутствия.

В 2021 г. Межсоборное присутствие (МП) выступило с инициативой
 допустить некоторые формы ЭКО. Осознанно или неосознанно, но эта инициатива  изначально обрекает всех участников процедуры на конфликт, так как рекомендации допустимости ЭКО МП вступают в противоречие с официальными нормами проведения ЭКО в практической медицине.
 Межсоборное присутствие предлагает допустить:
 «1. ЭКО в естественном цикле, осуществляемое без гормональной стимуляции будущей матери с внекорпоральным оплодотворением одной или двух полученных от нее яйцеклеток и перенесением их в ее утробу после оплодотворения.
2. ЭКО в частично модифицированном естественном цикле, при котором применяется минимальная гормональная стимуляция с получением так же одной или двух яйцеклеток.
3. ЭКО в стимулированном цикле, когда по итогам гормональной стимуляции извлекается большое количество яйцеклеток, при условии, что внекорпоральному оплодотворению будет подвергнуто только такое количество яйцеклеток, которое затем будет перенесено в утробу матери без заморозки».
 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению", ставя цель достижения эффективного результата, регламентирует другой порядок:
•    проведение  гормональной стимуляции, 
•    не ограничивает количество получаемых яйцеклеток и создаваемых эмбрионов, 
•    регламентирует донацию и снимает с себя правовую и моральную ответственность за уничтожение эмбрионов в форме криоконсервации и утилизации, возлагая ее на заказчиков ЭКО. 

Налицо две противоположные позиции. С одной стороны, мы имеем Приказ МЗ, т.е. нормативный документ, согласно которому работают врачи и отклонение от регламента которого грозит врачу различными взысканиями. С другой стороны, нам предлагается документ Церкви, следуя которому неизбежно возникает конфликт между женщинами, благословленными на «православное» ЭКО и врачами, работающими по другим нормативными правилам  проведения  процедуры ЭКО. 

 Благие намерения…

Мы дали характеристику позиций, которые отличают регламентации Приказа Министерства здравоохранения и пожелания Межсоборного присутствия. Но есть позиция, которая их объединяет. Эти два документа объединяет конфликт с основополагающим нравственным законом, не допускающим возможность уничтожения человеческой жизни ради зарождения другой жизни. Гибель человеческих эмбрионов при любых методах ЭКО неизбежна. В практической медицине предусмотрена не только случайная гибель, но и прямое уничтожение  в форме криоконсервации или утилизации. В документе МП не допускается прямое уничтожение, но предполагается намеренное согласие с гибелью эмбрионов человека, так как гибель эмбрионов допускается в принципе, как неизбежный фактор, сопровождающий манипуляцию ЭКО.  
           В медицине, к сожалению, намерения на изменение реальной ситуации бесплодия  часто не дают  гарантии на получение желаемого результата. Даже после того, как явление изучено, на практике может быть все по-другому. Наша благонамеренность, как правило, связана с тем, что мы  полагаемся на нашу надежду, доверие и уверенность в том, что  медицина  научным способом решит все проблемы. Однако в жизни  мы  часто видим: то, что сначала кажется  возможным и эффективным, оказывается не совсем тем, чего мы ожидали.

Выводы

Каждое человеческое действие начинается с  намерения, т.е.  с желания совершить действие для достижения некой благой цели. Продумывать, как именно надо воплощать свои намерения, очень важно. Иначе результат может не совпасть с ожидаемым замыслом. В народе говорят, «благими намерениями выложена дорога в ад». Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу. Чтобы составить ясное представление о действии, надо не только поставить благородную цель, но и выбрать  достойные средства для ее достижения. Цель поступка может быть практической и нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас, и часто в стремлении добиться своего нам кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если путь к цели лежит через насилие и преступление, вряд ли наступивший результат будет совершенным. В этом заключается безусловное практическое значение понимания Истины, Пути и Жизни в христианстве. Именно оно стало основанием того, что проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения», предложенный инициативной группой для обсуждения 02.02.2021г. в итоге всестороннего и открытого обсуждения не был принят на пленуме Межсоборного присутствия РПЦ 26.05.2021г.
Силуянова Ирина Васильевна, доктор философских наук, Почетный профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, член Исполкома Общества православных врачей России им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого).

Статья опубликована в журнале «Церковь и медицина» №1(21), 2022, с.75-80

 

[1] И.Кант Основы метафизики нравственности./ Имманули Кант. Соч. в шести томах. Т.4, чась1. М. Изд. Мысль, М., 1965, с.270..

[2] Процесс утилизации включает помещение человеческих тел в контейнер с соломой, опилками, с его вращением и поступлением кислорода для эффективности разложения.https://mercatornet.com /do-you-treat-your-relatives-like-dirt-they-do-in-colorado/72373/.

[3] Международная федерация планирования семьи утверждает, что ткани нерождённых детей играют важную роль в научных исследованиях и производстве лекарств и требует отмены законодательного запрета на использования тканей абортированных плодов, введенным Д.Трампом (https://rossaprimavera.ru/article/176d9e0d)..

[4] http://www.patriarchia.ru/db/text/5459449.html.