Откровение Пахомию Великому

Пахомий Великий просил открыть ему, что будет с его обителями и заведенными иноческими порядками, которые теперь являлись так плодотворными. Бог услышал его молитву и дал ему глазами видеть в видении, что так настойчиво желал он знать. 
Видел он великое множество иноков, совершающих путь во рву, крайне глубоком и стремнистом. Одни из них, желая выбраться оттуда, встречали преграды и стояли в нерешимости, другие, блуждая туда и сюда, ударялись друг о друга лбами, потому что место то было покрыто густой тьмой; третьи, выбившись из сил, падали в изнеможении; четвертые, не зная как быть, испускали лишь плачевные вопли; и разные, какие-какие, после страшных усилий, успевали выбраться на свет Божий из этой мрачной бездны, выражая великую о том радость, живыми чувствами благодарения Богу.
Таково было видение. В то время дано было ему уразуметь и значение всего виденного. Он понял, что число иноков, держащихся его Устава, увеличится до чрезмерности, но что вместе с тем внутренняя жизнь среди них крайне ослабеет; что нерадивые возьмут верх над ревностными и станут утеснять их, что невежество, нечувствие и разленение заступят место совершенств духовных, какими теперь украшаются все иноки; что большая часть зла произойдет от недостатка хороших настоятелей, места которых будут занимаемы лицами честолюбивыми, неспособными вести других к совершенству, по недостатку своей опытности и нехотению самим проходить путь, который должны бы указывать другим; что они будут добиваться сих мест не прямыми путями, споря друг с другом и внося смуты в обители; при этой злой борьбе честолюбцев злые будут преследовать добрых, которым наконец едва можно будет жить в монастыре и они должны будут умолкнуть. Так-то это прекрасное учреждение, которое достойно именоваться Божественным, станет наконец чисто человеческим, не в лучшем значении этого слова, по причине испорченности людей.
Изобразить нельзя той скорби, которой поражено было сердце преп. Пахомия после такого видения. Проливая слезы, он воззвал ко Господу: «Увы, Господи! Если такова будет участь устроенного мною чина иноческого, то для чего Ты повелел мне учреждать его? Если настоятели будут так худы, каковы же будут те, которые будут состоять под их управлением? Когда слепой ведет слепца, не упадут ли оба в яму? Выходит, я напрасно трудился. Помяни, Господи, труды мои и труды братий моих, с таким усердием и верностью живущих по моему Уставу. Помяни, Господи, обетование Твое, в коем обещал Ты до конца веков сохранить духовное потомство мое. Ты ведаешь, Боже мой, что с тех пор, как облекся я в иноческий образ, никогда не давал себе вдоволь ни хлеба, ни воды, ни сна».
В то время, как жаловался он пред Господом, услышал глас, сказавший ему: «Пахомий! Ты хвалишься слишком много, тогда как и ты тоже, что и всякий человек. Проси милости для себя самого и не забывай, что если бывает что, бывает по милости Моей». Тогда преп. Пахомий сказал: «Праведен еси, Господи! Умоляю смиренно благость Твою помиловать меня и никогда не отвращать от меня лица Твоего. Верую, что никто не может постоять, если Ты не благословишь поддержать его».
В то время ему явились два Ангела и сказали: возведи очи твои горе. Он взглянул и увидел Господа нашего Иисуса Христа в образе юноши, красоты неописуемой, в неизреченном сиянии. Господь утешил его и обещал ему, что несмотря на нравственный упадок среди иноков, который ему дано  было провидеть, Он навсегда сохранит род истинных чад его духовных, - что в обителях общежительных, которых родоначальником был преп. Пахомий, исполнилось во все времена и исполняется до сих пор (Арх. Наум Байбородин. Путь спасения. Сибирская благозвонница. Москва. 2015).