Сестры Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря получили послушание потрудиться в созидании монашеской жизни в разных местах.
18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Дунилово в Шуйском районе Ивановской области был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в 1992 году в сан игумении.
В 1992 году несколько сестер из Коломны приехали в Спасо-Бородинский женский монастырь. Настоятельницей была назначена и возведена в сан игумении монахиня Серафима (Исаева).
В том же году в Тверской области открылся Вознесенский Оршин женский монастырь. Настоятельницей монастыря стала игумения Иулиания (Ритониеми).
В детстве Кирси Мариту Ритониеми - финскую девочку, крещенную в лютеранской вере, возили к бабушке и дедушке в деревню, находившуюся недалеко от границы. Дедушка показывал внучке сосну вдалеке и говорил: «Видишь ее? Это уже Советский Союз!» Повзрослев, Кирси пожила какое-то время в США и в Англии, а затем приехала в Россию. Поступила в Московский государственный университет.
Пребывание в России изменило её жизнь. Кире помогли прийти к православной вере и принять монашество два духовных светильника нашего времени – старец Наум (Байбородин) и блаженная Любушка Сусанинская.
Игумения Иулиания рассказывала: «В Москве через общих друзей я познакомилась с профессором Духовной Академии Алексеем Ивановичем Сидоровым и его супругой Светланой Викторовной, которая вскоре повезла меня к отцу Науму. К тому времени душа моя настрадалась в поисках Истины. Так хотелось понять, для чего мы живем! Я стала ездить к батюшке и при этом все время плакала. Однажды он даже спросил у Светланы Викторовны: «Что она все время плачет?» А плакала я, потому что увидела: есть человек на земле – между тобой и Богом, и он говорит тебе, как надо жить. Но вдруг я чего-то не пойму (русский язык тогда еще плохо знала) и не так сделаю? Отсюда и слезы, переживания…
Крестилась я с полным погружением в храме в Переделкине. Приехала после крещения к отцу Науму – он тогда еще в старой келье принимал. Помню, смотрит на меня и говорит: «Что ж, теперь у нас есть бревно. Надо, чтобы оно зазвенело». И благословил меня пожить в монастыре. Поскольку всё в то время было закрыто, кроме Рижского женского монастыря в Латвии, Пюхтицкого в Эстонии и Корецкого на Украине, старец отправлял будущих монахинь в Рижскую Свято-Троице-Сергиеву обитель. Светлана Викторовна, которая и стала моей крестной, повезла меня туда. Дальше по благословению приснопоминаемой игумении Магдалины (Жегаловой) мы поехали в Рижскую пустыньку… Прожив в пустыньке три недели, я окунулась в совершенно другой мир и поняла: это то, что мне нужно. …Я вернулась и продолжила учебу в университете. Тогда только начали открываться первые женские монастыри, и батюшка вскоре направил меня в Коломну. В Коломне в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре я проводила столько времени, что считалась «сестрой № 38».
Кира решила поступить в эту обитель. Но поехала перед этим навестить своих друзей в село Васильевское под Тверью. В тот день на приходе в Васильевском оказался протоиерей Николай Васечко. Он увидел Киру в храме на клиросе и спросил ее о планах. Она ответила, что хочет поступить в обитель в Коломне. «Нет, поступаешь в Оршин монастырь», – твердо произнес он. Кира рассказала старцу Науму. А батюшка очень обрадовался и сказал ей: «Может, для тебя лично лучше было бы подвизаться в Коломне, но для пользы народа надо ехать в Тверь». И добавил: «Если только настоятельницей поедешь». Она спросила: «Как же я буду одна? Можно мне Катю (Инбер) забрать?». И назвала еще одну сестру из Коломны - Любу Лобанову. Батюшка благословил.
Кира приняла монашеский постриг с именем Иулиании и стала настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря. Из-за невозможности постоянно проживать при разорённой Оршиной обители, в Твери было открыто монастырское подворье при храме великомученицы Екатерины. В 1996 году Тверское монастырское подворье было преобразовано в самостоятельный Тверской Екатерининский монастырь, где игумения Иулиания стала настоятельницей, а в Вознесенский Оршин монастырь назначена настоятельницей и возведена в сан игумении монахиня Евпраксия (Инбер).
В 1999 году на заседании Священного Синода было принято решение о возобновлении монашеской жизни еще в одной древней тверской обители - Христорождественском женском монастыре и назначена настоятельницей игумения Лариса (Любовь Лобанова).
Рассказывает игумения Евпраксия: «В 1989 году в Московской епархии открыли первую православную женскую обитель – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь в Коломне. Настоятельницей туда назначили любимое духовное чадо батюшки – игумению Ксению (Зайцеву). Старец отправил меня и других своих, можно сказать, воспитанниц вместе с ней, так что я три с половиной года жила там, вытягивали монастырь из руин.
Послушницей я далеко не сразу стала. Матушка Ксения не торопилась с внешней формой, давала время определиться. Конечно, все это было под руководством Старца. Кстати, по ее примеру я тоже не спешу определять сестер в послушницы. Надо, чтобы человек созрел. Помню, ко мне в Коломну приехала подруга и с удивлением заметила: «Какой у вас интересный монастырь: паломники как послушники, послушники как монахи». Вообще матушка Ксения – уникальный человек, бесконечно талантливый. До сих пор с благодарностью вспоминаю многое из того, что ею было мне сказано, сделано для моей пользы. Казалось бы, три с половиной года в возрождающейся обители – не так уж много, но мне этого хватило на всю жизнь. Бесценная была школа!»
В 1993 году открылся Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в г. Ступино. В сан игумении возведена монахиня Мария (Баранова).
В 1994 году был основан женский монастырь в селе Комаровка Ульяновской области при храме Архангела Михаила. В десяти километрах от монастыря начинается Татарстан, чуть подальше — Мордовия и Чувашия. В 1995 году для строительства монастыря и организации в нем монашеской жизни по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по инициативе епископа Симбирского и Мелекесского Прокла из Московской епархии были переведены насельницы Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря инокиня Марина (Митропольская) и послуш¬ница Фотиния (Нецветаева). Инокиня Марина приняла монашеский постриг с именем Магдалины и стала настоятельницей новой обители.
В конце 80-х годов Марина Георгиевна Митропольская работала в областной администрации г. Ульяновска начальником отдела реставрации памятников. Ее младшая дочь Светлана училась в Московском текстильном институте.
Из воспоминаний игумении Магдалины: «И вот мне как-то звонят и сообщают, что дочка уже вторую неделю не посещает институт. В растерянности я связалась с подругой, живущей в Москве, и узнала, что Света уехала в женский Ново-Голутвин монастырь. Представляете мой ужас? Молодая девушка — и в монастырь! Я, конечно, — «ноги в руки» и поехала «вызволять» свое чадо…»
Приехав в подмосковный монастырь, Марина Георгиевна познакомилась с Матушкой - игуменией Ксенией: «Беседа с ней меня очень заинтересовала. Вообще, «дух» монастыря меня поразил: ведь советские времена еще никуда не ушли, а тут — монахини, среди которых — множество молодых».
Матушка Ксения неожиданно предложила ей поступить на работу в монастырь. «Это действительно было для меня сюрпризом: с чего это вдруг я уйду с места начальника отдела в Ульяновске на работу в подмосковный монастырь? Однако решила-таки попробовать».
«Видимой или внешней причиной послужило то, что моя дочь решила избрать для себя путь монашества. Благодаря этому обстоятельству я ближе познакомилась с жизнью в монастыре, почувствовала красоту и высоту монашеского образа жизни и одновременно тщету того, что мы привыкли культивировать в качестве успешности жизни - комфорта, обеспеченности, карьеры... Кроме того, в Коломенском монастыре мои профессиональные навыки и опыт были очень востребованы, что тоже оказалось для меня немаловажным - моя любимая работа получила новое смысловое наполнение, стала не просто профессиональной деятельностью, а служением».
В Коломенском монастыре Марина Георгиевна пробыла 5 лет. Игумения Магдалина называет этот период лучшими годами своей учебы: «Сестры там были очень эрудированными, нам читали лекции священники с академическим образованием».
В 1996 году в деревне Маклаково Талдомского района открылся Александровский женский монастырь, в 2012 году переименованный в Александро-Невский. Настоятельницей монастыря была назначена и возведена в сан игумении монахиня Елизавета (Семенова). С ней в Маклаково из Коломны приехало несколько сестер. Потрудившись в восстановлении, строительстве и благоукрашении обители, 11 августа 2014 года игумения Елизавета скончалась после тяжелой продолжительной болезни.
В 2000 году было положено начало монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту Домодедовского района Московской области. По благословению митрополита Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского Ново-Голутвина монастыря. Монахиня Иннокентия (Попова) была назначена настоятельницей обители. В 2011 году был совершен чин возведения ее в сан игумении.
Спустя много лет игумения Иннокентия рассказывала, как впервые увидела скит: «Одни развалины и огромные снежные сугробы. Но на то была воля Божия и архиерейская, чтобы возродить скит.
Игумения нашего монастыря в Коломне Матушка Ксения (Зайцева) благословила меня съездить и посмотреть, что да как. Помню, дали мне новое пальто, новые ботинки, и я в обновках отправилась в путь. С одной электрички пересела на другую, затем на рейсовый автобус. Добралась в эти края без проблем, а дальше... У кого ни спрошу про скит, никто ничего сказать не может. Люди о нем вообще не слыхали!
Какой-то сердобольный человек посоветовал пойти в ближайшее село Битягово: мол, там есть храм и батюшка, вероятно, подскажет. Добралась туда по морозу пешком, вошла в храм, в котором тоже было холодно, и служил старенький священник. Оказалось, это протоиерей Василий Швец, известный миссионер, ездивший по всей стране и совершавший паломничества во многие святые места. А самого настоятеля куда-то вызвали, но матушка приободрила меня: если дождетесь отца Вячеслава, он отведет по назначению…
Отец Вячеслав Заявьялов (сегодня – помощник благочинного Домодедовского округа) появился, когда смеркалось. И вот в сумерках он вместе с матушкой и с кем-то из своих ребятишек повел меня через сугробы, через замерзшую речку Рожайку, по дороге рассказывая, как иногда они тайком сюда пробирались и читали акафисты. Шли мы, шли – ничто не предвещало приближение святыни. И вдруг! Увидев издали храм, я почувствовала, что это какое-то явление необыкновенное. Подошли ближе. Хотя цоколь был практически разрушен, дверь из фанеры, да и в целом внешний вид церкви был жалким, на память пришли слова митрополита Трифона (Туркестанова), ставшие крылатой фразой: «храм Божий – это земное Небо».
Увиденный таким образом храм вдохновил. И впоследствии пронзительное воспоминание о том, как перехватило дыхание при виде «Неба на земле», поддерживало меня в те времена, когда из-за тяжелейших бытовых условий на нас обрушились многие беды в виде серьезных болезней. Иногда отчаянно трудно было, но коль тебе послушание дадено, нужно его выполнять. Как говорил преподобный Никон Оптинский: «Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки…»
Спустя годы мы убедились в справедливости изречения старца. Сегодня в скиту подвизается 13 насельниц. Кто-то из сестер ушел в мир иной. Две наши сестры были назначены настоятельницами в другие монастыри: игумения Тамара (Гончаренко) возглавляет Александро-Невский женский монастырь с. Маклаково Талдомского района, а игумения Георгия (Алгинина) – новоучрежденный женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» г. Сургута.
…А в 2000 году из «цивилизации» в разруху – из обжитого монастыря в Коломне в никому неведомый в округе нежилой скит – временно выехали пять сестер. Жить было негде… Что касается нашего начального этапа, то должна признаться, что поначалу казалось: это привременная попытка. Еще мы не чувствовали себя в тот момент отделенными от Ново-Голутвина монастыря. Трудно было подчиниться тому, что ответственность за возрождение скита нужно на себя принять...»
28 августа 2008 года по указу архиепископа Люблинского и Авеля Хелмского как свидетельство православия был возобновлен православный женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Турковицах, в Люблинско-Хелмской епархии Польской автокефальной православной церкви. Настоятельницей монастыря была назначена сестра из Польши монахиня Евфалия (Золотарева), которая приняла иноческий постриг в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре. Община в Турковицах была первым женским монастырем в Люблинско-Хелмской епархии. На богослужении в монастыре звучат византийские песнопения. В 2016 году монахини проводили мастер-классы по византийскому пению, на которые собирались многочисленные слушатели.
В 1997 году Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Успенском Брусенском монастыре г. Коломны. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Анастасия (Людмила Григорьевна Печёнкина). Л. Г. Печенкина всю свою жизнь посвятила церковному служению: в 1980-е годы она возглавила деятельность верующих Коломны по передаче святынь Церкви, участвовала в восстановлении Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Успенского кафедрального собора, храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Когда открылся Ново-Голутвин монастырь, Людмила Григорьевна стала одной из первых его послушниц. В течение 13 лет трудилась матушка Анастасия над восстановлением Успенского монастыря. 13 февраля 2011 года игумения Анастасия преставилась ко Господу.
15 февраля, в праздник Сретения Господня, в Успенском храме Брусенского монастыря митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий совершил отпевание новопреставленной настоятельницы обители и обратился к молящимся со словом: «Я очень рад, что сегодня собрались здесь те, кто вместе с матушкой возрождал святое Православие на Коломенской земле. Я много раз говорил в Коломне, что, будучи назначенным митрополитом Крутицким в 1977 году, имел в Коломне одну действующую церковь на окраине города. Монастыри и храмы были закрыты.
Матушка Анастасия, тогда мирянка, имела непреодолимое дерзновение, с которым она обращалась к местным властям с ходатайством о возвращении наших церковных святынь, монастырей, соборов. Ее настойчивость, когда она в полном смысле слова была впереди нашего духовенства в своем дерзновении, достигла того, что Церкви был возвращен и Успенский собор, и Тихвинская церковь, и Ново-Голутвин монастырь, а впоследствии и эта святая обитель. Оставив светскую работу, она приняла сначала рясофор, а потом монашеский постриг и с тех пор неуклонно продолжала служить Богу и людям.
Мы в своей повседневной суете порой говорим, что вот раньше какие были времена, были святые люди, и порой не замечаем, что среди нас живут праведники. Ведь не своими дарованиями, не знаниями, а горячей верой в Господа нашего Иисуса Христа игумения Анастасия сотворила то, что никто, может быть, из нас за это время не мог совершить. Можно со всей уверенностью назвать ее подвиг равноапостольным, ибо то, что мы видим сейчас в Коломне - расцвет церковного возрождения - это ее личная заслуга, и мы никогда не забудем ее подвига».
10 января 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин возведения в сан игумении Успенского Брусенского монастыря насельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахини Екатерины (Варфоломеевой).