Гиперактивность – норма и патология

 

«Гиперактивность ребенка: норма и патология. Гиперкинетические расстройства у детей и подростков» Врач Коломенского Психо-неврологического диспансера, детский психиатр Гаврева К.А.

 

В последние годы в мире действительно наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. И конечно, общество встревожено. Ведь совсем недавно, лет двадцать-тридцать – и уж тем более пятьдесят лет назад, такая проблема не стояла.
Исследования в данной области лишь начинаются, но уже ясно, что гиперактивных детей становится все больше и больше. Особенно среди мальчиков. Они бывают подвержены гиперактивности примерно в 7–10 раз чаще по сравнению с девочками. Однако сразу подчеркну, что далеко не всегда это состояние является болезненным. Не всегда его можно расценить как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. 
– А как отличить излишне подвижного, суетливого ребенка от ребенка с СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности)? Есть ли какие-то критерии, которыми могут руководствоваться родители и педагоги?
Как понять, нормальная это активность или нет? Если активность ребенка мешает ему самому («сам от себя устал», говорят мамы), не дает ему учиться и познавать мир, постоянно угрожает его здоровью и жизни и парализует жизнь всей семьи – возможно, это не просто шустрость. Это – гиперактивность. От нормальной исследовательской активности ее отличает прежде всего неконтролируемый, бесцельный, постоянный характер. Лазанье по верхам мебели не имеет почти никакого познавательного смысла, как и прыжки на месте, и хлопки дверью. Нормальная активность – разглядывать, тянуть в рот, пробовать на вкус, изучать предметы, осваивать пространство. А ерзать, трястись, карабкаться, вертеться, дрыгать ногой – это другое. Некоторые дети не прекращают непрерывного движения даже за едой и во сне: обедают стоя, подпрыгивая, во сне вертятся и ползают.
Когда гиперактивный ребенок выходит из раннего младенчества и начинает познавать мир, двигаясь по нему и двигая вещи в нем, эта деятельность у него получается хаотичной, бессмысленной и разрушительной. Схватил, покрутил, бросил, понесся дальше, залез, упал, заорал, встал, врезался, потянул – так без конца. Он блуждает от предмета к предмету, от явления к явлению, не столько пытаясь понять их смысл, сколько доставить себе максимум новых ощущений. Некоторые ощущения оказываются незабываемыми для всей семьи. 
 Вплоть до того, что забираются на шкафы и прыгают с них на кровать. В итоге сломанная кровать и шкаф, который упал на пол.
Когда ребенок начинает говорить, появляются новые проблемы. Рот у них не закрывается никогда, общаться они готовы с кем угодно и сколько угодно (мамы говорят про таких детей «человек- радио»). Говорение у них носит такой же хаотичный и бессмысленный характер, как и любая другая активность: они скачут с предмета на предмет, перебивают, не слушают ответов, поют, повторяют не имеющие смысла слова и фразы, выкрикивают рекламные слоганы и цитаты из мультфильмов или морочат слушателям голову историями из жизни любимых роботов.
Невозможность сна и отдыха, необходимость круглосуточной неослабной бдительности и, как результат, полное изнеможение и разгром в квартире – вот чем оборачивается гиперактивность для родителей. Ребенок перестает быть источником радости – о ней забываешь за чередой неприятностей. Повседневная жизнь семьи превращается в бесконечный фильм-катастрофу.
СДВГ диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, три главных признака : нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. 

 • Невнимательность
– ребенок не удерживает внимания на деталях, делает ошибки по небрежности;
– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий и (или) во время игр;
– ребенок, кажется, не слушает обращенную к нему речь;
– не может следовать инструкции, не справляется с выполнением задания до конца;
– старается избежать выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения;
– испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий;
– часто теряет вещи, необходимые в школе и дома;
– легко отвлекается на посторонние стимулы;
– часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Для постановки диагноза, согласно DSM-IV, нужно не менее 6 симптомов из этого списка.
• Гиперактивность
– ерзает, вертится, беспокойно двигает кистями рук и стопами;
– встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
– проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, карабкается куда-то в ситуациях, когда это неприемлемо;
– не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
– находится в постоянном движении и ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор»;
– часто бывает болтливым.
Для постановки диагноза нужно не менее 5 симптомов.
• Импульсивность – это неспособность затормозить. Кто-то сравнил гиперактивного ребенка с дефицитом внимания с хорошей новой блестящей машиной, у которой замечательные колеса, прекрасный мощный мотор, но при этом нет руля и тормозов. Как правило, эти дети пропускают стадию обдумывания, и самая глупая, самая поверхностная мысль, которая влетает в голову, немедленно реализуется.
– часто отвечает, не задумавшись, не выслушав вопросы до конца;
– обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
– часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
У некоторых детей преобладает дефицит внимания, у других – гиперактивность и импульсивность, у третьих есть и то, и другое, и третье. Если к вашему ребенку применима значительная часть перечисленных в этой главке критериев, значит, вам надо посоветоваться с врачом.
При этом имеет смысл заметить, что
• агрессивность,
• проблемы с речью,
• снижение интеллекта,
• неумение распознавать цвета и незнание букв,
• проблемы с аппетитом,
• необщительность,
• истерики и вспышки гнева,
• проблемы с засыпанием и сном не имеют отношения к диагностическим критериям СДВГ. Обо всем этом врачу, несомненно, надо рассказать, но эти признаки не указывают на СДВГ (хотя могут встречаться и у ребенка с СДВГ). Они могут указывать на самые разные проблемы .

В каком возрасте проявляется синдром СДВГ?

Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может служить указанием на будущую гиперактивность ребенка. Но это все-таки исключения. Обычно же гиперактивность определяется в течение первого года жизни ребенка.
Младенец с трудом выдерживает пеленание, выворачивается, протестует. Он очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. У него чрезвычайно выражен комплекс оживления. Вернее, двигательный компонент этого комплекса. Даже во время еды он не может угомониться. Обычно у младенца после кормления наступает состояние автаркии – эдакое полусонное удовольствие. А у гиперактивных детей состояние автаркии не наступает. Они и у груди суетятся, вывертываются, щиплются, не удерживают удобной позы. Зато у них быстро формируются двигательные навыки. Как правило, они рано научаются ползать, вставать на четвереньки, пытаются стоять.
Симптомы ГР имеют свои особенности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. 
Дошкольный возраст. В возрасте от 3 до 7 лет обычно проявляется гиперактивность и импульсивность. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Дети могут проявлять агрессивность. У многих может отмечаться задержка речевого развития. 
Младший школьный возраст. После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают. Ребенок с СДВГ не в состоянии выполнить требования к обучению в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастным нормативам, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (общий уровень интеллектуального развития у детей с ГР, как правило, соответствует возрастной норме). Во время уроков им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца. По сравнению со сверстниками гораздо чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета. 
В этом возрасте для детей с ГР становятся более очевидными проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Нередко наблюдаются вспыльчивость, оппозиционное и агрессивное поведение. Дома дети с ГР беспокойны, навязчивы, эмоционально лабильны, недисциплинированны, непослушны. 
Подростковый возраст.   Как правило, годам к 12–13 синдром СДВГ даже без лечения уходит, однако проявляется другая патология. Гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так же, как общество обращалось с ним, то есть отвергать его. Поведение его становится асоциальным: проявляется склонность к деструкции, лжи, воровству, поджогам, побегам из дому. Воля не сформирована, поэтому подросток легко попадает под влияние более сильных и волевых парней. А поскольку он доверчив, простодушен, внушаем, не умеет отделить главное от второстепенного, то авторитет, под влияние которого он попал, часто бывает асоциального характера. Такие подростки – легкая добыча для криминальных структур. Очень многие из них становятся наркоманами, алкоголизируются. Поэтому в подростковом возрасте ребятам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим больший родительский контроль, чем здоровым сверстникам. 
И если они растут и развиваются в культурной среде, у них постепенно вырабатывается иммунитет к криминальному воздействию. 
Между тем за невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью могут стоять самые разные проблемы со здоровьем, и в этом случае диагноз «СДВГ», поставленный без правильного сбора анамнеза, на основании коротких родительских жалоб, способен навредить ребенку и оставить его без необходимой помощи.
В некоторых ситуациях поведение здорового ребенка тоже может напоминать поведение при СДВГ. Например, если ребенок находится в тяжелом стрессе, поскольку
• подвергается физическому или сексуальному насилию;
• переживает развод родителей и битвы из-за опеки;
• подвергается травле ровесников или испытывает проблемы в общении с ровесниками;
• домашняя жизнь хаотична, непредсказуема, нестабильна, к ребенку предъявляются чрезмерные требования;
ребенок находится в плохих условиях в школе:
• негативная обстановка;
• низкие академические ожидания;
• плохая методика преподавания;
• не стимулирующая, не мотивирующая программа обучения;
• неэффективное управление дисциплиной в классе.
Но почему все-таки в развитых странах число гиперактивных детей неуклонно растет?
Высказываются разные предположения. На сегодняшний день этиологии ГР до конца не установлена, но всеми исследователями признается ее многофакторность. Выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические (церебрально-органические); генетические; психосоциальные. Самостоятельное значение психосоциальных факторов является сомнительным,  чаще всего они усиливают проявление синдрома генетического, церебрально-органического или смешанного генеза. 
Органические факторы. Факторами, прогностически неблагоприятными для развития ГР, в первую очередь, являются хроническая гипоксия плода, нарушения течения беременности и родов, в частности гестозы, эклампсия,   возраст матери моложе 20 лет, длительное течение родов, гипоксически-ишемическая энцефалопатия у новорожденных, недоношенность, особенно с рождением на сроках беременности 35 — 36 недель, переношенность, внутриутробная гипотрофия. Признаки раннего органического повреждения ЦНС обнаруживаются более, чем у 80% детей с ГР . 
К факторам риска относятся также употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на развитие ГР, но антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов (свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель и другие микроэлементы), может иметь негативные последствия для здоровья детей. В частности, поступление свинца в организм детей может вызывать когнитивные и поведенческие нарушения у детей.
Пищевые факторы и несбалансированное питание. Также не существует убедительных доказательств влияния особенностей питания на развитие симптомов ГР, однако, несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище микронутриентов, в том числе витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), макро- и микроэлементов могут способствовать возникновению или усилению симптомов ГР . 
Магний является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Поэтому дефицит магния может способствовать дисбалансу процессов «возбуждения-торможения» в ЦНС в сторону возбуждения и может влиять на манифестацию ГР. 
По данным ряда российских исследователей, дефицит магния определяется у 70% детей с ГР .
И наконец, последняя версия. Поскольку поражены преимущественно мальчики, есть мнение, что тут влияют социальные факторы. Современный цивилизованный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо'льшая двигательная и познавательная активность, чем девочкам, бо'льшая любознательность и при этом какое-то время – бо'льшая поверхностность внимания. Воля же у них, наоборот, формируется медленней, чем у девочек. Девочкам присуща стабильность, консервативность, конкретность, бо'льшая адаптивность. При воспитании мальчиков нельзя подавлять их стремление к свободе, поскольку это одно из проявлений познавательного инстинкта. 
Вот и у мальчиков такая двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном цивилизованном мире преобладает женский тип воспитания. В семье, в детском саду, в школе мальчиков, в основном, воспитывают женщины, которые вольно или невольно навязывают мальчикам женскую психологию, женские модели поведения. 
Что делать родителям, если у их ребенка  выявилась гиперактивность? 
Когда и к какому специалисту обращаться? 
Обращаться к специалистам надо тогда, когда есть ощущение «я не справляюсь», «я не понимаю, что происходит». Когда педагогических усилий не хватает, а закручивание гаек не дает никакого результата. Не справляешься сам – спроси специалиста.
 Если у ребенка действительно есть СДВГ, он обычно затрагивает все области жизни: и учебу, и возможность заниматься в секциях и кружках, и отношения с окружающими людьми. Трудности – комплексные. Поэтому и помощь ребенку тоже нужна будет комплексная. Скорее всего, одной- единственной консультацией у одного специалиста не обойтись. Может понадобиться помощь нескольких специалистов, и вот каких:
1. Педиатр. Он смотрит на общее состояние здоровья ребенка: наличие хронических заболеваний, комплекс жалоб. Он оценит картину в целом и направит к другим нужным специалистам – например, аллергологу, эндокринологу, неврологу, лору для исключения другой патологии, которая может иметь похожие симптомы. Известны случаи, когда причиной поведения, которое казалось родителям и учителям проявлением лени и безответственности, оказывались серьезные заболевания – от нарушения функций щитовидной железы до генетических синдромов и новообразований мозга.
2. Невролог. Невролог должен проверить, как функционирует нервная система ребенка, не получил ли головной мозг каких-то повреждений во время беременности, родов, послеродового периода. Если сравнивать человеческий организм с компьютером, то невролог отвечает за «железо». Поскольку поломки «железа» – нарушения в работе нервной системы – могут проявляться в виде нарушений психики и поведения, неврологу часто приходится работать вместе с психиатром и клиническим психологом. Невролог может назначить обследования мозга: например, электроэнцефалограмму (прибор регистрирует активность мозга), реограмму или допплерограмму (состояние сосудов), томографию (она дает полное изображение головного мозга). Некоторые врачи спорят о необходимости и информативности этих исследований, но мы сейчас этого делать не будем. Невролог может назначить лечение.
3. Психиатр. Психиатра все боятся: считается, что, во-первых, он занимается только «психами», а во-вторых, что этих «психов» залечивают страшными препаратами до состояния овоща или «подсаживают на препараты», так что потом человек превращается в зомби. Эти страшилки имеют очень мало общего с современной психиатрией (тем не менее многие родители в России предпочитают наблюдать ребенка у психиатра в частном порядке, не связываясь с государственной, казенной системой).
Продолжая аналогию с компьютером: если невролог отвечает за «железо», то психиатр – за «софт», за программное обеспечение и функционирование компьютера.
Психиатр занимается не только психотическими расстройствами, которые изменяют личность больного, но и непсихотическими, личности не затрагивающими, но влияющими на поведение человека, его способность жить в обществе нормальной жизнью. Консультация детского психиатра необходима потому, что такие родительские жалобы, как «вконец обнаглел», «ничего не хочет делать», «постоянно огрызается», «ленится» и «истерит», могут быть симптомами вполне конкретных нарушений психики (например, депрессии, тревожного расстройства, биполярного расстройства и т. п.). А могут и не быть. Но разобраться поможет врач. Если по его части ничего нет, он может отправить к психологу – разбираться в отношениях.
4. Психолог. Задача психолога – разобраться в отношениях ребенка с собой и другими, помочь ему наладить нормальную жизнь в доброжелательном, способствующем развитию личности окружении. Игротерапия, песочная терапия, арт-терапия, танцевальная терапия – все это методики, которые специалист может применять в работе с ребенком.
Дифференциальный диагноз ГР необходимо проводить с: 
- индивидуальные характерологические особенности, при этом характеристики поведения этих детей не выходят за возрастные нормативные границы; 
- тревожные расстройства, при этом особенности поведения ребенка связаны с действием какого-либо психотравмирующего фактора; 
- резидуальные проявления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации, астенические симптомы при соматических заболеваниях, в данном случае должно быть указание на травму, заболевание и т.п., могут более четко выявляться очаговые неврологические симптомы; 
- эндокринные заболевания, например, щитовидной железы, подобные нарушения могут быть у ближайших родственников; 
- нарушения слуха; необходимы консультации ЛОР-врача, педиатра; 
- расстройство развития школьных навыков (дизграфия, дизлексия, дискалькулия), трудности с освоением письма и чтения часто наблюдаются при ГР.
- некоторые формы эпилепсии (абсансные формы, некоторые локально обусловленные формы), в данном случае дифференциальный диагноз проводится на констатации эпилептиформных пароксизмах, с учетом ЭЭГ- обследования, особенностей эмоционально-волевых нарушений, типичных для эпилепсии или ГР; 
- наследственные заболевания - синдромы Вильямса, Мартина-Белл (фрагильной Х-хромосомы), Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, дифференциальный диагноз базируется на наличии специфических для данных форм сомато-неврологических (фенотипические признаки) и психопатологических симптомах, а также на генетическом обследовании; 
- когнитивные и поведенческие расстройства, напоминающие ГР, довольно часто встречаются в преморбиде, на инициальном этапе или в структуре шизофрении у детей. Дифференциальный диагноз базируется на особенностях структуры психопатологической симптоматики с наличием специфических для шизофрении когнитивных, эмоционально-волевых расстройств, продуктивной симптоматики; 
- полное проявление симптомов РАС обычно не имеется при ГР. У 1 из 4 детей с ГР могут быть проявления аутизма. Разграничение между выраженным ГР и аутистическими чертами может быть проблематично.   Дифференциальный диагноз ГР с детским аутизмом основывается на наличии качественных нарушений социального взаимодействия в виде отсутствия эмоциональных привязанностей у пациента, неадекватной оценки социальных и эмоциональных сигналов, таких как зрительный контакт, тактильный контакт, проявление чувств; изменении мелодики речи, задержки или остановки в развитии речи, речевых стереотипов, отсутствии соответствующих возрасту ролевых и имитационных игр; при РАС необходимо обращать внимание на специфические интересы и стереотипное поведение, ригидность и приверженность рутинному порядку в повседневных занятиях, неприятие изменения, навязчивую привязанность к специфическим нефункциональным поступкам и ритуалам; 
- ОКР - в некоторых исследованиях отмечается, что при раннем начале СДВГ необходимо дифференцировать от ОКР. Некоторые авторы и пациенты считают, что развитие обсессивно-компульсивных симптомов, присутствующих при ГР, может быть реакцией на гиперактивность и импульсивность [30]. 
- PANDAS (Pediatric Autoimmune Neuropsychiatric Disorder Associated with Streptococcal infection) [34], как правило, острое начало с обсессивно-компульсивных, аутистических симптомов, тревожности, тиков, симптомов ГР, и их комбинация. Диагностические критерии для PANDAS: наличие существенных обсессивно-компульсивных симптомов и/или тиков; необычно резкое начало симптомов (24-48 часов); начало в препубертате; связь с другими нейропсихиатрическими симптомами (ГР, тревога, раздражительность, депрессия, регрессия, участившееся мочеиспускание); связь со стрептококковой инфекцией;
- тики, синдром Туретта - при тиках часто отмечаются проблемы с нарушением внимания и контролем за двигательными импульсами. Некоторые исследования указывают, что около ½ людей с Туреттом отвечают критериям ГР (нет контроля за импульсами). Тики проявляются как непроизвольные движения, которые возникают внезапно и не поддаются контролю. Для синдрома Туретта характерны повторяющиеся движения, присоединение вокализмов, нарастающие изменения личности; 
- депрессивные нарушения часто встречается у детей с СДВГ , но при депрессии часто не замечают СДВГ . При депрессии часто выявляются проблемы с концентрацией, проблемы с памятью, невнимание, плохой двигательный контроль, т.е. симптомы, которые характерны для СДВГ. Однако при СДВГ эти симптомы существуют на протяжении ряда лет, с незначительными изменениями, а не появились совсем недавно, как при депрессии. Депрессия у детей и подростков часто в первую очередь выражается во внезапном или относительно внезапном изменении поведения (Luby, 2010) – уменьшение или увеличение двигательной активности, но для депрессии характерно появление и других симптомов - усталость, изменение аппетита, нарушения сна, озноб, ж/к нарушения; 
- БАР – у детей с резкими колебаниями настроения, высокой раздражительностью, легко провоцируемой агрессией и крайней гиперактивностью и импульсивностью может быть предположен или выставлен диагноз СДВГ . Лишь при более тщательной клинической оценке состояния у детей диагностируется БАР. При этом имеет значение наличие БАР у ближайших родственников. В литературе в настоящее время ведется дискуссия, насколько часто СДВГ является предшественником БАР, в какой степени они накладываются друг на друга или могут быть разными аспектами одного заболевания. Пока нет свидетельств, доказывающих совместное наследование 2-х заболеваний, результаты исследований показываю, что СДВГ и БАР наследуются раздельно; 
- умственная отсталость (IDD). От 1 из 7 до 1 из 5 детей с ГР имеют интеллект (IQ) около или меньше 70. У детей с умственной отсталостью разной степени может быть большое количество проблем со вниманием, двигательным контролем, восприятием, все это производит впечатление ГР. Если очевидно, что у ребенка умственная отсталость, диагноз ГР не ставится. Если эти трудности сложно объяснить нарушением интеллекта и завышенными требованиями, то логично ставить диагноз ГР; 
- неврологические расстройства. При церебральном параличе, помимо мышечной дистрофии, полиневропатии, отмечаются моторные нарушения, нарушения двигательного контроля, возникающими в результате повреждения мозга внутриутробно. Около половины детей имеют интеллектуальные нарушения . У многих отмечаются проблемы с концентрацией, контролем за импульсами, активностью, восприятием, т.е. имеются симптомы ГР. Некоторые мышечные заболевания и заболевания периферических нервов на ранних стадиях также имеют проблемы с двигательным контролем, невнимание, импульсивность, гиперактивность и аутистические черты, похожие на ГР. При данных нарушениях возрастает роль консультации и обследования у невролога. 
Таким образом, дифференциальная диагностика ГР бывает достаточно сложна  Дифференциальный диагноз требует тщательного сбора и изучения анамнеза, выделения ведущего синдрома, катамнестического наблюдения с целью уточнения особенностей клинических проявлений и характера течения заболевания.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ГР
Ни один из методов лечения, как показывают клинические наблюдения, не является полностью эффективным для терапии ГР. Единственное, на чем сходятся специалисты, лечение детей и подростков с ГР должно быть «мультимодальным» с участием в лечебно-реабилитационных программах врачей, психологов, социальных педагогов, родителей, учителей.
Терапия ГР должна  быть комплексной, с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных методов лечения - дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция. Необходимо подчеркнуть, что важной составляющей частью терапии ГР является активное вовлечение к  участию в ней родителей и ближайшего окружения ребенка, что необходимо для повышения ответственности родителей в проведении лечебно-реабилитационных мероприятий. 
Фармакотерапия – важная, но не единственная часть комплексного лечения. Она назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные или поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции , т.е. тогда когда пациент направляется к психиатру на лечение психологом, педагогом-дефектологом или другим специалистом, занятым работой с детьми с ГР.

 Принципы терапии ГР. 
 • комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения; 
• «мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачей-психиатров, педиатров, неврологов, психологов, логопедов-дефектологов, педагогов, социальных работников; 
• помощь семье ребенка с ГР – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих ГР; выработка у родителей навыков воспитания детей с ГР, включая программы обучения родителей; 
• просветительская работа с учителями, коррекция плана школьного обучения с целью особого преподавания учебного материала и создания такой атмосферы на уроке, которая максимально повышала бы возможности успешного обучения детей; 
• преодоление трудностей общения детей с ГР; 
• лекарственная терапия. 
Методы лечения с недоказанной эффективностью:
• диеты (без сахара, без глютена);
• витамины, антиоксиданты, минералы, полиненасыщенные жирные кислоты;
• биологическая обратная связь;
• тренинг по сенсорной интеграции;
• остеопатия и хиропрактика;
• игровая терапия и психотерапия;
• когнитивная терапия;
• терапия социальных навыков.
А вот методы лечения с доказанной эффективностью:
• информирование родителей об СДВГ;
• занятия для родителей по воспитанию детей;
• понимание ограничений таких занятий (снижают уровень конфликтов и увеличивают взаимопонимание с детьми, но не снимают проблему СДВГ);
• включение подростков в процесс их лечения.
• информирование учителей об СДВГ;
• занятия по управлению поведением для учителей;
• специальная помощь в школе;
• регулярные физические упражнения;
• помощь семье/родителям;
• реабилитационные центры;
• группы поддержки для родителей и пациентов.  
При медикаментозном лечении, тоже возможны неприятные неожиданности. На этом пути очень важно доверять врачу, прислушиваться к ребенку и документировать свои наблюдения.
 ПРОГНОЗ
Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует к подростковому возрасту. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. 
Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психической патологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества специалистов разного профиля, семьи и школы.  
И никогда не занимайтесь самолечением!