Врач Коломенского психо-неврологического диспансера, детский психиатр Гаврева К.А.
Меня когда-то поразило высказывание одной православной бабушки. Она говорила по поводу неврозов так: "Нет никаких нервов, есть только страсти, деточка".
Жизнь современного человека наполнена стрессами, различными эмоциональными перегрузками. Это связано с обилием событий и информации, которые ежедневно захлестывает наши мысли и чувства. Мы все постоянно куда-то спешим …
Все чаще говорим и слышим от своих знакомых о хронической усталости, плохом настроении и прочих расстройств, возникших «на нервной почве». А медики, констатируют, что огромное количество телесных болезней развивается именно в результате длительного нервного перенапряжения.
Так в чем же причины возникновения невроза, депрессии и прочих нервных расстройств?
Отношение к неврозам у нас достаточно легкомысленное. Проявление невроза нередко считается капризом или чудачеством, чем-то несерьезным. Дескать, над чем тут задумываться и уж тем более, чего бояться?
Однако такой подход неверен. Распространённость неврозов достаточно высока, хотя под наблюдение психиатра попадает лишь малая часть страдающих ими больных.
Невроз никакое не чудачество, а психическое заболевание, и у него есть свои специфические особенности.
Существует огромное множество определений неврозов и каждое из них отражает индивидуальный взгляд автора на сущность этой клинической группы психогенных расстройств. Если обратиться к истории, то первое упоминание слова «невроз» родилось в заочной полемике между двумя профессорами медицины, итальянцем и шотландцем, – отцом патологической анатомии Джованни Баттиста Морганьи и корифеем в нескольких дисциплинах Уильямом Калленом. Морганьи утверждал, что причину любой болезни можно обнаружить на уровне тканей и органов – будь то врожденная аномалия, повреждение, воспаление, дегенерация и т.д. Каллен же возражал: дескать, целый ряд заболеваний обусловлен не органическими, а нервно-психическими факторами. Прав в данном случае оказался Каллен, который ввел термин «невроз» в 1776 году (по другим источникам, в 1769).
Согласно определению, принятому в нашей стране,
Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.
Невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить сложную ситуацию или перенести какую-то трагедию.
Для развития невроза необходимо наличие двух составляющих:
• конфликта (внутреннего или внешнего) и
• патологической реакции личности на этот конфликт.
“Неврозы” — это группа болезненных состояний. В ней выделяют три основные формы неврозов:
• Астенический
• Истерический
• Невроз навязчивых состояний.
1. Астенический невроз - характерен конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «НЕТ СИЛ, НО ХОЧУ». У детей такой конфликт возникает, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, переживание при разводе родителей, самоутверждение при переходе в другую школу). В этом смысле такой ребенок подобен борцу, решившему стать чемпионом в более высокой весовой категории.
Эта форма невроза сопровождается вегетативными расстройствами, головными болями, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями сосредоточения, нарушениями памяти) у детей.
Яркой формой этого вида невроза является школьный невроз, на котором хотелось бы остановиться, в связи с его большой распространенностью в наше время.
Школьный невроз — это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.
Проявляться школьный невроз может очень разнообразно, это во многом зависит от особенностей личности ребенка.
Сильнее страдают в обычной школе дети с гиперкинетическим синдромом - повышенно возбудимые и двигательно расторможенные. И если педагог не пытается найти к такому ребенку подход, применить специальные педагогические приемы, чтобы увлечь его и дисциплинировать, а только его ругает, ставит плохие оценки и жалуется родителям, а родители, при этом, не пытаются понять причину такого поведения ребенка и наладить контакт с учителем, то ребенок впадает в невротическое состояние, которое часто проявляется в тотальной неуспеваемости. Причем при индивидуальной работе такой ребенок может обнаруживать хорошие способности, а в классе это будет абсолютный «ноль».
Самочувствие таких детей постоянно меняется от состояния эмоционального подъема до чувства подавленности. Желания такие же, как и у здорового ребенка, а душевный потенциал значительно ослаблен. Ему легче, если его будут счи¬тать больным, и, чтобы получить поддержку со стороны окружающих, он впадает в мнимую болезнь.
Например:
1) На прием приводили мальчика, у которого утром перед школой вдруг начиналась громкая отрыжка. Причем, как выяснилось, это возникало только в те дни, когда по расписанию был английский.
2) Элективный мутизм - это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Ребенок не разговаривает в присутствии определенных людей, например учителей, при этом нормально общаясь со сверстниками. При этом вне школы эта застенчивость и робость сменяется агрессией, непослушанием, упрямством.
2. Истерический невроз – заключается в стремлении любой ценой привлечь к себе внимание ок¬ружающих.
Для истерического невроза характерны клинические проявления, такие как: нарушение пищевого поведения, тики, неорганический энурез, заикание, приступы удушья, нервная рвота. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают.
2.1. Нарушение пищевого поведения проявляется в форме нервной анорексии.
В группе риска чаще всего оказываются девочки-подростки, но заболеть могут и мальчики. Пик заболеваемости приходится на возраст от 12 до 16 лет.
Заболев анорексией, подросток теряет связь с реальностью и попадает в замкнутый круг собственных иллюзий контроля над собой и своей жизнью. В психике в это время тоже происходят болезненные процессы. Изменяется восприятие – заболевшие не обманывают, если говорят, что видят себя излишне полными. Развивается зависимость от снижения веса: важным становится не сам вес, а его ежедневная потеря. Поэтому заболевший не успокаивается, даже достигнув нижней границы веса своего возраста. При этом ломаются механизмы силы воли, регуляции эмоций, самоконтроля, и в этом случае анорексия сменяется булимией, которая харктеризуется чрезмерным поеданием пищи.
Также к невротическим расстройствам относятся:
2.2. Тики — непроизвольные, быстрые, неритмичные движения отдельных групп мышц (например: моргания, подергивания верхнего века глаз);
2.3. Неорганический энурез - непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание, которое чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Диагноз "энурез" выставляется детям старше пяти лет, то есть до этого возраста врачи еще не говорят о заболевании.
2.4. Заикание – патология, также известная под названием «логоневроз», отражающаяся на плавности и ритме речи ребенка. Формируется обычно в возрасте от двух до пяти лет, в период становления речи.
Многие факторы заикания и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются. Ответа на этот вопрос у ученых пока нет.
3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами (фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми влечениями и действиями (компульсиями). Обычно содержание навязчивых страхов и мыслей связано с травмирующей ситуацией, вследствие которой возник невроз.
Характер их может быть очень разнообразным. Нередко они принимают форму какого-то привычного ритуала и повторяются вопреки логике и необходимости. Например, навязчивое мытье рук, сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое выдергивание волос и бровей.
Характерным для этого состояния является чувство облегчения после исполнения навязчивого действия. Однако облегчение это временное и вскоре вновь возникает потребность повторения данного ритуала.
Позволю себе сказать о том, что очень часто навязчивости являются следствием демонического воздействия. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».
Преосвященный Варнава (Беляев), аскет и подвижник конца XIX – начала XXвв., автор книги «Основы искусства святости», пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только "от мыслей", а на самом деле еще и от бесов… Откуда эта «насильственность», раз человек ее не хочет, всеми силами отгоняет, ненавидит, считает «элементом чуждым и болезненным»? Откуда мысли, когда душа признает их чужими? … Ясное дело, от другой духовной сущности, со стороны …, то есть от диавола».
Эти слова епископа Варнавы подтверждаются клинически.
Если сердце пусто, то его можно заполнить чем угодно, но когда нет защиты, то приходят демоны и делают с умом, душой и телом человека, что хотят.
Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 43-45 (Мф.12: 43-45):
43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.
Неврозы навязчивых состояний лечатся значительно труднее всех остальных невротических форм. Бывают случаи, что они совершенно не поддаются никакой терапии, изнуряя своих обладателей тяжелейшими страданиями. Опыт же показывает, что подлинное исцеление может наступить только по благодати Божией.
Что делать родителям, если у их ребенка проявляются признаки невроза? Когда и к какому специалисту обращаться?
Обращаться к специалистам надо тогда, когда есть ощущение «я не справляюсь», «я не понимаю, что происходит». Когда педагогических усилий не хватает, а закручивание гаек не дает никакого результата. Не справляешься сам – спроси специалиста.
Если у ребенка действительно есть невроз, он обычно затрагивает все области жизни: и учебу, и возможность заниматься в секциях и кружках, и отношения с окружающими людьми.
Трудности – комплексные. Поэтому и помощь ребенку тоже нужна будет комплексная. Скорее всего, одной единственной консультацией у одного специалиста не обойтись. Может понадобиться помощь нескольких специалистов, и вот каких:
• Педиатр. Он смотрит на общее состояние здоровья ребенка: наличие хронических заболеваний, комплекс жалоб. Он оценит картину в целом и направит к другим нужным специалистам. Известны случаи, когда причиной поведения, которое казалось родителям и учителям проявлением лени и безответственности, оказывались серьезные заболевания – от нарушения функций щитовидной железы до генетических синдромов и новообразований мозга.
• Невролог. Невролог должен проверить, как функционирует нервная система ребенка, не получил ли головной мозг каких-то повреждений во время беременности, родов, послеродового периода. Невролог может назначить обследования мозга: например, электроэнцефалограмму (прибор регистрирует активность мозга), реограмму или допплерограмму (состояние сосудов), томографию (она дает полное изображение головного мозга).
• Психиатр. Психиатра все боятся: считается, что, во-первых, он занимается только «психами», а во-вторых, что этих «психов» залечивают страшными препаратами до состояния овоща.
• Психиатр занимается не только психотическими расстройствами, которые изменяют личность больного, но и непсихотическими, там, где нет бреда и галлюцинаций. В этом разобраться поможет врач. Если по его части ничего нет, он может отправить к психологу.
• Психолог. Задача психолога – разобраться в отношениях ребенка с собой и другими, помочь ему наладить нормальную жизнь в доброжелательном, способствующем развитию личности окружении.
• Фармакотерапия – часть комплексного лечения и назначается только по индивидуальным показаниям.
Какие основные рекомендации по профилактике неврозов?
Профилактика тех состояний, о которых мы с вами сегодня говорили, должна начинаться еще с момента зачатия ребенка. Конечно, сейчас доступно много книг по всем этим темам, но в них часто высказываются диаметрально противоположные точки зрения, и надо разбираться, каким советам следовать, а от каких будет только хуже.
Но верно ли считать, что душевное и духовное развитие ребенка полностью зависит от внешних условий.
Что оно определено, как говорят многие психологи и педагоги, условиями окружающей его среды?
Здесь важно обратить внимание на то, что в душе ребенка скрыты неведомые силы, и они могут быть разбужены.
Душа ребенка не простой экран, отражающий внешние воздействия. Становление личности начинается с этого взаимодействия со средой: преодоления трудностей, познания мира и преобразования его.
Мир представляется ребенку сообразно его опыту общения с людьми, близкими ему. Чем труднее и болезненнее этот опыт, тем сильнее печать душевных травм на его впечатлениях. Эти травмы закрывают от ребенка свет и красоту мира. И даже радостные события преломляются сквозь призму тяжкого опыта прошлого и не доходят до его сердца.
Если ребенку недостает любви, его душа, подобно растению в темноте, чахнет и увядает.
Любовь — это самая главная составляющая нашей жизни, определяющая наши отношения с Богом.
«Если Бога нет, — говорил Достоевский, — то всё дозволено». Это «всё» мы наблюдаем сейчас и в современном обществе, и в современной семье, и в современной школе.
Самым страшным является то, что мы, взрослые, невнимательно относясь к собственной жизни, словам, поступкам, действиям, сами разрушаем детскую чистоту. А ребенок все воспринимает и впитывает.
Возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера и дефекты личности, вплоть до душевных заболеваний.
Так, что бабушка была права, говоря что никаких «нервов» нет, а есть только одни страсти.
Поэтому Вера в Бога для современного подростка необходима, так как она определяет нравственные основы личности.
Апостол Иаков говорил о том, что «вера без дел мертва», поэтому важно, чтобы мы, родители, не столько говорили о вере, сколько свидетельствовали своей жизнью.
Потому что дети, подростки очень остро чувствуют любую фальшь.
И если мы родители говорим одно, а делаем совершенно другое, если вера для нас оказывается чем-то внешним, фасадным, то это самое худшее, что мы можем продемонстрировать своему ребенку. Потому что подросток должен понимать, что истинная вера – это то, что является стержнем, опорой в его жизни.
Ну а я в свою очередь хочу закончить свою лекцию словами св.прп. Алексия Зосимовского: “Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир — вы будете счастливы”.