Масштаб личности старца Наума и универсальные законы Вселенной

Единство знания и духовного обновления
в руководстве старца Наума.

Доклад Игумении Ксении (Зайцева) на Рождественских чтениях 26 января 2024 г.

          Нельзя не увидеть парадокс. Труды великих ученых, открывших законы физики, математики, химии и других наук, признаются всеми как единые законы Вселенной, а законы духовной жизни, открытые святым старцам – нет. Многие считают, что, если о законах говорит православный старец, значит, он мыслит однобоко, не объективно, выражая только свое личное мнение.
          Давайте уточним: ученый говорит о мироустройстве, и старец говорит о законах мира, но говорит еще более глобально, потому что включает «начало и конец», от сотворения мира до его завершения. Вот взгляд науки:
«Материализм рассматривает изменчивое бытие, Природу и Космос, как изначальное и первичное, а изменчивость – как факт эволюции». В чем же ошибка? Батюшка очень любил труды философа А. Позова, у которого есть такие слова:
          «Наука не знает падения… Целые слои бытия и соответствующие им отрасли знания исчезают из поля зрения науки и философии, а эволюционные изменения принимаются за прогресс». 
          Среди сотни томов ученых исследований найти то, что станет твердым основанием христианского мировоззрения современного человека, — таков был труд старца Наума – как пастыря.
          Мир единый и неделимый. Лишь после грехопадения люди условно разделились. Почему на проповедях батюшка зачастую говорил все-таки о первородном грехе? Потому что он говорил о духовных законах жизни человека.
          Нравится нам или не нравится, но законы эти действуют, это – универсальные законы. Творение Божие, падение человека и искажение Правды о мире и Боге, последующие судьбы народов, — вот что изучал старец. Духовный опыт подвижника может наполнить смыслом жизнь каждого человека с любым характером и мировоззрением. Необходимо, чтобы опыт старца изучался всеми, потому что он говорил о том, что касается всех, говорил о корнях жизни человека. 
          Например: «Изначально «человек был ответствен за Космос, за обожение всей твари, но человеческая природа пала, бессмертие потеряно, и за грех – смерть, опасность и катастрофа».
          Сейчас с легкостью говорится об освоении Марса, Луны, но все, что касается человека, сведено к простым экономическим и социальным вопросам. Батюшка изучал глубоко и древние цивилизации и Священное Писание. Он писал: «Благодать Духа Пресвятаго освящала патриархов, пророков, ревновавших о славе Божией и призывавших народ к благочестию».  Уже в этих словах мы сталкиваемся с новой возможностью познания. Благодать – новая сила, неведомая нам, пребывавшим вне религиозного мышления. И как-то я у батюшки спросила: «Ветхий Завет – и там была благодать, читаем в Новом Завете – тоже говорится о благодати, а есть какая-нибудь разница?» И батюшка так просто ответил: «А благодать как деньги, немножко – тоже деньги, и много – тоже деньги. Так вот, в Ветхом – меньше, а великая благодать, конечно, она открылась в Новозаветной Церкви». В проповедях батюшка говорил о действии благодати в чудесах и знамениях, которые силой Божией могли совершать ученики и Апостолы Христовы. «Что они делали? Мы знаем, что они воскрешали мертвых, исцеляли больных, изгоняли бесов, говорить могли на многих языках и знали тайны Царствия Божия». 
          Батюшка сам в себе сочетал как бы два совершенно разных образа: ученого и старца. Когда перед нами образ ученого, то это человек, который среди книг и библиотек, как бы вынужденно замкнут в своих скрупулезных трудах, у него большие очки, он много читает и много пишет. А старец – это другой образ. Он с утра до ночи окружен людьми, бесконечно выслушивает их грехи и скорби, раздает им еду, одежду и все ночи молится со слезами за весь народ. Батюшка сумел сочетать в себе почти не сочетаемое. Он мог глубоко и просто обратиться к любому человеку с очень простыми вопросами, но приводя его при этом к очень глубокому пониманию сущности жизни человека. Вот, например, соберутся люди, а он им говорит: «Моя рука, моя нога, а кто я?» Батюшке было важно, чтобы каждый увидел, что у него есть душа, и не просто душа, но что она бессмертна, соединена с телом для испытания и восхождению к богоподобию. Батюшка пишет в своем сборнике: «Душа – в теле, в душе действует ум, а в теле – природа. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум, и боголюбивый ум есть свет души, ее обожение. И по словам свт. Григория Богослова, душа тройственна по образу Святой Троицы».
          Пока батюшку ожидали около его приемной келии, по очереди читали вслух «Человек – храм Божий», и с каким удивлением вслушивались в слова о душе, о силе ее познания: 
          «Ум человека подобен Первому Вечному Уму, имеет свою сущность и свои действия, или энергию, и стремится к ведению благости Святой Троицы, что есть – Ум, Слово и Дух. Душа существует в мире как рожденная, но дух – превыше мира, как нерожденный. Естество души человеческой от естества ангельского отличается тем, что имеет дух животворящий и своею деятельностью оживотворяет соединенное с ним земное тело».  
          Когда мы говорим об уме, то знаем о его действиях, это – мышление. А дух? Его природа – огневидная сущность, он шире ума в его возможности «сдерживать бразды помыслов и устремляться против сатанинской колесницы». Вот когда Бог и ангелы взирают на этот подвиг. И то, что душа духом может выстроить иерархию своих душевных сил в послушание Богу, это уже опыт руководства старца в жизни каждого из нас. Как батюшка стремился донести до каждого, что душа разумная дороже всей Вселенной. Но почему же так трудно дается это знание? 
          «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лук. 21, 19), «управи сердце твое и потерпи» (Сир. 2, 1). Можно задать вопрос, а что собственно потерпеть надо? И тут нам батюшка помог увидеть, что ум наш не прост, в нем есть одна сила, которая называется рассудок. Батюшка нам говорил: обязательно разберитесь, о чем говорят славянофилы. А они говорили, что можно прожить всю жизнь, используя только эту способность ума, и добиться больших академических званий и открытий. Но рассудок – это «холодильная камера», которая замораживает сердце. Для духовной жизни нужен какой-то другой путь, и батюшка нашел, как нам прорваться к этому пути, нам, которые привыкли доверять себе, именно рассудочному состоянию души.

Батюшка возвращает нас к корням нашей природы

          Батюшка писал: «Умное духовное состояние: душа и тело во всем подчинены духу, а ум покорился Богу и Его воле», — вот что такое здоровая душа. «Заповеди Божии даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в доброе и чистое состояние. Если душа любит Бога и в Нем Едином приобретает себе успокоение», то что же тогда происходит? «Она уже не боится смерти, она наполнена радостью, веселием и надеждой на Бога; предает себя господу во всем, так что всякую вещь, малую и великую, в молитве испрашивает себе у Создателя своего. 
          Когда мы помогали батюшке собирать сборники по его благословению, то определилась целая глава, в которой говорилось о том, что если «ум – одно из чувств сердца», то каждому монаху, и подвижнику, и мирянину нужно стяжать «умное сердце». Стяжать то, что превышает рассудок и его счетно-логическую способность, это некое возвращение к своей истинной природе, и для того, чтобы «умное сердце» ожило в тебе, нужна работа молитвенная. Батюшка написал кандидатскую работу по молитве Иисусовой, потом эта работа была издана в книге «Сердце чисто созижди во мне, Боже», и сам батюшка всех-всех, и малого и великого, обучал Иисусовой молитве, как надо читать, как надо внимать умом в сердце: «…умом со вниманием, сердцем сочувствуя», – любил повторять он. Более того, он говорил: «Молиться можно везде, на работе, по дороге, на всяком месте, во всякое время: Иеремия молился в яме, Даниил – во рве львином, три отрока – в пещи Вавилонской, Иов – на гноище, Моисей – у моря, Иона – во чреве китовом, разбойник – на кресте, а первомученик Стефан даже при последнем издыхании, когда побивали его камнями». 
          С чего начинал батюшка возрождение храма Божия в душах своих чад? Он определял основную задачу, учил трезвению, учил держать внутреннее внимание, следить, чем занят ум. Он часто повторял: «Ни мечтать, ни воображать, не беседовать с помыслами». Батюшке было дано видеть природу помысла, его источник. Однажды я как-то пришла к батюшке и так была расстроена, потому что поверила помыслу, который вверг меня в отчаяние, а батюшка так легко сказал: «Слава Богу, это же сети дьявольские, ему не надо верить», и как-то взмахнул рукой, и все горе пропало. Вот это его великий дар – видеть, какой помысел к тебе подходит.
          Получается, что если мы так внимательно относимся ко всем силам своей души, значит, мы иначе должны увидеть мир, который вокруг нас, и он поставил задачу – осознать Новый мир с единством Христианской космологии, где антропология становится Христоцентричной. А это означает, что нужно преодолеть не только сомнение и недоверие (сомнение – это плод ума «больного, отравленного внутренним ядом, отвернувшегося от жизни»), но еще и увидеть, что усилить нашу болезнь помогает утрата видения воздействия на него противостоящего Богу дьявола (клеветника).
          Как увидеть невидимое? Батюшка помогал как старец, получивший от Бога дар руководства души ко спасению. 
          40 монастырей открыл старец, множество храмов построили его духовные чада, и нет конца примерам мудрости и прозорливости старца в руководстве каждого из нас.
          Батюшка раскрыл жизнь Церкви как Небесный Свод, где в единстве и согласии святые созидали жизнь Церкви.
           Духовными друзьями батюшки были и грузинские подвижники: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, причисленный Церковью к лику святых, в ведении которого находилась пустынька в Ахкерпи, куда старец посылал своих духовных чад; схиархимандрит Херувим – пустынножитель (по его молитвам выпал снег, который он не видел много лет, и попросил взглянуть на него, перед смертью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала о дне отшествия), подвижницы монахини Павла, Сидония и многие другие…
          Что удивляет, так то, что батюшка лично не видел владыку Зиновия, но когда дело касалось единства действия в Церкви, они были единомысленны. Это очень интересно, это поражает.
          С большой духовной теплотой и почитанием батюшка относился к блаженной Любушке и посылал своих чад в Сусанино для совета. Без слов, на расстоянии, они понимали друг друга. И вот сейчас, когда мы все знаем и дорожим этим знанием, что Россия – дом Пресвятой Богородицы, и созидают этот дом русские святые, то можно сказать, что батюшка искал святых угодников, спрашивал их совета. Он просто разыскивал, где те люди, которые удержали веру в свое время, когда все вокруг рушилось. Ценил этих людей, издавал о них книги и всех своих духовных чад посылал учиться у них. Через старца таким образом была явлена «любовь Христова к человеку», чтобы духовные чада, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3:17-19).
          Батюшка подготовил для издания сборники фундаментальных трудов по темам: Наука, Философия, Религия, Правое Правоведение, Уроки истории, многотомный Букварь «Слова»…
          Старец подробно разбирал, что такое душа человеческая, невидимая брань… Это важнейшие вопросы, которые касаются всего человечества.
          Помимо личных воспоминаний батюшкиных чад, которые всегда носят оттенок субъективности, старец оставил свое письменное наследие и живое слово проповедей. 
          Истинный монах – это бескровный мученик. Это вполне относится к подвигу старца, сочетавшего в себе единство знания и духовного обновления.
          Батюшка изучал единство и различие религиозных путей народов. Он имел дерзновение изучать становление религиозной мысли во всех цивилизациях и культурах.
          Подвигом всей своей жизни старец свидетельствовал, что единственный ключ к познанию истины – это чистота сердца и святость жизни.

26 января 2024 г.