Летопись

Святыни

Послушания

Галерея

Прямая трансляция

День Святой Троицы'Вверх по структуре / UpНазад / BackВерсия для печати / Print version

О Пресвятой Троице.

(текст св. Дмитрия Ростовского читает игумения Ксения)

Слово о Пятидесятнице

(Сошествие Святаго Духа)

1) Историческое обоснование события.

а) Предсказание о нем Иисуса Христа.

- Пред Своими страданиями и смертию, Господь Иисус Христос, Сам обещал апостолам, скорбевшим об Его отшествии, послать вместо Себя Иного Утешителя, Духа Истины, Который наставить их на всякую истину.

- По воскресении Своем, Господь, предъизображая окончательное излияние Святаго Духа, дуну на учеников Своих и глагола им: примите Дух Свят).

- Пред вознесением на небо, Спаситель снова предвозвестил апостолам, что они не по мнозех днех имеют креститься Духом Святым.

б) Ожидания апостолов.

- По вознесении Господа, ученики его и апостолы, возвратясь с горы Елеонской в Иерусалим, вошли, -- как говорит предание, -- в тот самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря Христова. Пребывая там в единодушии и молитвах с Материю Божиею, они ожидали сошествия на них, по обещанию Господа, Святаго Духа и готовились к принятию благодатных даров Его.

в) Сошествие Святаго Духа.

В десятый день по вознесении Господа, прилучившийся в день иудейской Пятидесятницы, в то время, когда по улицам города народ стремился во храм с веселием торжествовать свой ветхозаветный праздник – в третий час дня), внезапно произошел в воздухе необычный шум, какой бывает во время бури) от сильнаго порыва ветра. Шум происходил с неба – с верхних частей воздуха, но вскоре проник и наполнил чистейшим веянием весь дом, в котором находились верующие. В то же мгновение в воздухе явились разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили на Богоматери и на каждом из учеников.

«Бурное дыхание было - предвестием,

а явление огнецветных языков – видимым знамением пришествия Святаго Духа.

Будучи Дух чистейший, безтелесный, Он избрал чувственное знамение сие, чтобы тем ощутительнее явить свое присутствие».

«Ибо, -- разсуждает святой Григорий Богослов, -- как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо» (беседа 44).

г) Дар говорения на языках.

За первым чудом последовало другое, большее. Умея до этого времени говорить только на одном природном языке – еврейском и притом на самом простом наречии его – галилейском, апостолы и прочие верующие вдруг начали говорить теперь на всех, тогда известных, языках.

 «И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать»). Апостолы вещали величия Божии, то-есть безпримерные совершенства Божии, чудные дела Промысла, которые открылись теперь для них во все полноте и силе.

 

д) Всеобщее изумление в Иерусалиме.

Народ еврейский и множество пришельцев  из других стран, собравшихся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы), пораженные необычным шумом с неба, пришли в смятение и массами устремились к Сионскому дому, где шум этот сосредотачивался и куда видимо направлялся. Как же удивились и ужаснулись все, когда услышали, что Апостолы начали говорить с ними на всех языках. Подойдя, спрашивали друг друга: «сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором – родились? Мы – Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии. Египта и стран Ливийских, прилежащих к Киринеи и пришедшие из Рима Иудеи и прозелиты) из Критян и Аравитян – слышим их говорящими на наших языках о великих делах Божиих?»).

Все изумлялись,

-- во первых, тому, что слышали апостолов славословящих Бога на языках иноземных, между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском;

- во вторых – тому, что никогда прежде не слыхали о столь высоких и святых истинах, но всего более изумлялись оттого, что каждый римлянин, грек, африканец, индиянин – слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что говорившие были се галилеяне, люди совсем незнакомые с иностранными языками.

От удивления переходили к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал. «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?»

 

е) Ложное объяснение и слово Апостола Петра.

Но скоро нашлись люди,  желавшие объяснить другим то, чего сами не понимали. Насмехаясь, эти люди говорили: «они напились сладкого вина!»).

Слыша хулу иудеев, апостол Петр, став вместе с прочими Апостолами, возвысил голос свой и начал так говорить им:

-- «Мужи иудейские и все живущее в Иерусалиме! Сие да будет вам известно и внимайте словам моим: они не пьяны как вы думаете ибо теперь третий час дня), но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется»).

Таким образом, апостол Петр, отвергнувши сначала ложный взгляд некоторых на явление дара языков («напились сладкого вина») отвечает затем на вопрос: что же это значит? Ответ свой на этот вопрос он выражает словами выше приведенного ветхозаветного пророчества и таким образом одновременно дает и собственное свидетельство, и подтверждает его словом Божиим.

Призвав снова ко вниманию мужей израильских, апостол Петр начинает затем свою проповедь о Христе. Назвав Его мужем всем известным, засвидетельствованным от Бога силами и чудесами и знамениями, сотворенными среди народа, апостол припоминает, что Его, по определенному совету и предведению Божию, они убили, пригвоздив беззаконными руками, -- и свидетельствует об Его воскресении, вознесении на небо и излиянии Им от Отца Святаго Духа, произведшаго ныне виденное и слышанное.

Особенно же внимание слушателей апостол останавливает на событии воскресения. Посему, благовествуя об Его воскресении, апостол не только дает об этом свое собственное свидетельство, но и доказывает его словом Божиим, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. Событие воскресения показывало в воскресшем Иисусе Назорее не простого смертнаго человека, а Господа и Христа, давно обетованного Мессию.

Чтобы утвердить веру в необычайное посланничество Иисуса Христа, апостол Петр сопоставляет с Ним перед иудеями чтимаго ими пророка Давида и говорит при этом, что Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня, и он не взошел на небеса, но, будучи пророком, знал, что, по обетованию Божию, «от чресл его» воздвигнется Христос по плоти, Котораго душа не останется во аде и плоть Котораго не будет видеть истления, и Который будет сидеть одесную Бога).

Первая проповедь Евангельскаго благовестия имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово апостола Петра, воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа святаго и основанное на свидетельствах Священнаго Писания, решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они спрашивают апостолов: «что нам делать, мужи братия?»)

Тогда апостол Петр, обращаясь с словом увещания к своим слушателям, призывает их всех к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа для прощения грехов и к принятию дара Святаго Духа. «Покайтесь, -- говорит апостол – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, -- и получите дар Святаго Духа»), т.-е. сподобитесь того же Святаго Духа, чудесныя действия Котораго только что проявились в апостолах.

В конце своей речи, желая еще и сильнее расположить к вере во Христа умиленныя сердца Израильтян, апостол Петр напоминает им об особенных обетованиях Божиих, им данных, о том, что они и дети их представляют богоизбранный народ), долженствующий предупреждать других на путях Царствия Божия).

-- «Итак охотно принявшие слово его, -- прибавляет дееписатель, -- крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч»).

Так окончилось событие Сошествия Святаго Духа на апостолов полным торжеством Святаго Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу, совершат большия дела, чем какия совершил Он Сам во дни Своего уничижения).

св. Дмитрий Ростовский

© novogolutvin.ru
Публикации о монастыре

Лавка

Новости

Слово паломнику

Богослужение

Дети

Карта сайта

Главная

Почта

Поиск
Слово о монашестве